//= time(); ?>
16 мая ушел из жизни Юймин Бэй — американский архитектор китайского происхождения, построивший знаменитую пирамиду Лувра. Бэй создавал модернистские здания, которые во многом опередили современную архитектуру не только в Америке, но и по всему миру. Вспоминаем его главные работы.
Восточное здание Национальной галереи искусств
Вашингтон, США (1978)
Музей из стекла и мрамора Бэй построил в защиту модернизма. Он считал, что современные геометрические постройки могут быть такими же величественными, как и традиционные. Западное здание музея сохранило свой первоначальный вид в неоклассическом стиле, а вот новая постройка Бэя отражала дух времени.
В восточном здании хранится коллекция модерного и современного искусства, включая работы Марка Ротко, Джексона Поллока, Энди Уорхола и других американских художников.
Национальный центр атмосферных исследований
Колорадо, США (1966)
Первый большой проект, построенный личным архитекторским бюро I.M. Pei & Associates. Здание расположено на высокой точке, открывающей вид на Колорадо и скалистые горы. На создание бетонной геометрической конструкции Бэя вдохновили индейские скалы на юго-западе Колорадо.
Пирамида Лувра
Париж, Франция (1989)
“Если есть что-то, что я не сделал плохо, так это Лувр”, — говорил архитектор. Стеклянная пирамида остается самой известной его работой. К 200-й годовщине Французской революции президент Франсуа Миттеран решил обновить музей и заодно продлить историческую ось Парижа, которая берет начало с Триумфальной арки. Бэй сделал из стеклянной пирамиды вход в музей, за что парижане обвиняли его в попытках испортить историческое место. Спустя годы пирамида стала символом Парижа наравне с Эйфелевой башней, тоже не особенно любимой в свое время парижанами.
Башня Банка Китая
Гонконг, Китай (1989)
В том же 1989 году Бэй построил здание Банка Китая. Один из самых узнаваемых небоскребов Гонконга отличается от других высоток футуристичным дизайном. На его создание архитектора вдохновил бамбук, чей ствол становился все выше и выше с каждым новым ростом. Башня символизирует силу, рост и предпринимательство, отсылая к быстрому развитию Банка Китая и китайской экономики в целом.
Музей исламского искусства
Доха, Катар (2008)
Бэй был страстным коллекционером американского абстрактного экспрессионизма, и, когда ему предложили разработать проект исламского музея, он признался, что в восточном искусстве ничего не смыслит. В итоге архитектор, которому на тот момент был 91 год, отправился в большое путешествие по Ближнему Востоку. Бэй изучил историю ислама и вдохновился геометрическими формами старинной архитектуры. Здание музея он построил на искусственном острове возле бухты Дохи в окружении большого сада и моря.
Зал славы и музей рок-н-ролла
Кливленд, Огайо (1995)
Как и в случае с исламским искусством, Бэй не был фанатом рок-н-ролла. Согласившись на проект, он отправился в дорожное путешествие с Янном Веннером, сооснователем журнала Rolling Stone. Вместе они ездили на рок-концерты по всей стране, а в 1995 году Зал славы уже стоял на берегу Кливлендского залива. Внешне здание напоминает все ту же Луврскую пирамиду, адаптированную под американский модернизм.
Читайте также: Елена Добровольская об актуальном вопросе сохранения архитектуры модернизма