С 20 по 26 мая Владимирский рынок в центре Киева превратится в современное арт-пространство. В рамках фестиваля Kyiv Art Week там проходит выставка Footnote 11: Volodymyrskyi Market, посвященная советскому модернизму и торговле (не только едой, но и современным искусством). Мы поговорили с ее кураторами Барбарой Пивоварской и Гийомом Руло о постсоветском искусстве, украинских рынках и о том, как бетонные модернистские здания вдохновляют художников.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о выставке.
Для проекта на Владимирском рынке мы решили использовать формат Footnote — выставочный проект, основанный Барбарой в 2010 году. Раньше он проходил в Варшаве, Париже и Нью-Йорке, а теперь мы приехали с ним в Киев.
Footnote 11: Volodymyrskyi Market разделен на 2 программы. Первая часть — это выставка визуальных художников из Польши (Николя Гроспьер, Marymont, Йозеф Робаковски и Артур Змиевски), чьи работы посвящены производству и консюмеризму последних лет (что, кстати, интересно сравнивать с Украиной). Вместе с ними художник с Кипра Христодулос Панайоту в своей работе исследует статус товара, который обретают особенные объекты искусства.
Вторая часть выставки — это лекции украинских архитекторов и критиков о модернизме, функциях советских и постсоветских рынков, а еще о судьбе Житнего рынка на Контрактовой как выставочного пространства. Мы хотели собрать самые разные мнения о рынках — как от инсайдеров, так и от простых покупателей.
Барбара и Гийом на Володимирском рынке
Согласно описанию, выставка исследует, как общество организовывает торговлю и как торговля организовывает общество. Почему выбрали именно эту тему? Это о коммерческой составляющей искусства?
Перемещая выставку современного искусства на крытый продуктовый рынок, мы переоцениваем объекты искусства. Мы концентрируемся на архитектуре рынка, самом факте выставки, взаимодействии с продавцами.
На выставке вы исследуете советскую архитектуру. Почему выбрали именно рынки как пример модернизма? И почему Владимирский, а не какой-то другой?
Нас заинтересовали киевские рынки, и в особенности Володимирский. Мы выбрали его из-за впечатляющего главного здания и близости к главному месту проведения Kyiv Art Week — всего в паре метров от бизнес-центра “Торонто-Киев”.
Володимирский рынок, 1968 год
Как пишет архитектор Евгения Губкина в своем эссе “Рынки в (пост)советской Украине", крытые рынки начали строить после Второй мировой войны с учетом новых архитектурных возможностей. Железобетонные блоки, кабельные конструкции и большие стеклянные поверхности воплощали новый тип общественных отношений, все тот же контроль государства. На Владимирском рынке, построенном между 1965 и 1968 годами, даже крыша бетонная, одна из первых в Украине.
Насколько важен национальный контекст? Барбара, в прошлом году вы курировали польский павильон на Венецианской биеннале, где от Польши была представлена американская художница. Это вызвало много споров. Как выживает национальная проблематика в контексте глобализации?
В случае с Венецианской биеннале национальные различия размыты уже давно. Тем не менее в Польше я получила много критики из-за выбора американской художницы. Я решила работать с Шэрон Локхарт потому, что у нее уже были тесные отношения с Польшей на протяжении многих лет.
Польский павильон на Венецианской биеннале, 2017 год
Проект Little Review для Польского павильона был результатом сотрудничества с группой девушек из Молодежного социотерапевтического центра Рудзиенко под Варшавой, основанного экспериментальным педагогом и писателем Янушем Корчаком (1878-1942). Он издавал еврейско-польскую газету Little Review в период с 1926 по 1939 год, для которой писали дети и подростки. Это позволило им быть услышанными массовой аудиторией. Точно так же и мы на Биеннале хотели дать голос девочкам из центра, которые обычно невидимы и неслышимы.
Может ли современное искусство существовать без политики? Кому-то все еще интересна красивая картинка без социального контекста?
Как говорил Жак Рансьер, трудно отделить политику от эстетики, и наоборот. В эссе “Политика эстетики: Распространение чувствительного” (2004) он рассуждает о распределении чувственного как о чем-то, что объединяет политиков и эстетов. Распределение чувственного — это “система самоочевидных фактов чувственного восприятия”. Она раскрывает одновременно общие черты и различия.
Мы можем думать об изображении как о продукте, с одной стороны, и как о ценном с точки зрения социального контекста — с другой. В искусстве всегда есть определенный социальный контекст.
Правда ли, что на Западе постсоветским искусством интересуются больше?
У Запада действительно большой интерес к постсоветскому искусству. Один из примеров — недавняя публикация нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) “Искусство и теория Центральной и Восточной Европы после 1989 года”, выпущенная в 2017-м. Другим примером может быть деятельность киевской группы Visual Culture Research Center (“Исследовательский центр визуальной культуры”). Выставка “Соседи”, которую они организовали осенью 2018 года с Музеем современного искусства в Варшаве, показала, что в Польше постсоветским искусством тоже интересуются. Искусство нашей эпохи, со всей его напряженностью, еще предстоит исследовать.
Р. Х. Кайтман
Кто ваш любимый современный художник и почему? Знаете ли вы украинских художников?
Барбара: Моя любимая художница — американская концептуалистка Р. Х. Кайтман, которая работает с польским авангардом 1920-30-х годов. В серии Chapters она использует историю, чтобы исследовать факторы, которые позволяют картинам создавать новые смыслы. Из украинских художников мне особенно нравится Жанна Кадырова с ее интерпретацией постсоветской реальности и постиндустриального порядка.
Гийом: Киприотский художник Христодулос Панайоту, за его способность ставить под вопрос ценности с помощью объектов. Из украинцев мне нравится документальный режиссер Алексей Радинский из группы SaveKyivModernism.
Христодулос Панайоту
Экспозиция And Христодулоса Панайоту на выставке в казино Люксембурга (10 октября 2013 - 05 января 2014 года). Сейчас работа выставлена на Владимирском рынке
Чем займетесь после Footnote?
Барбара: Это будет проект на многие годы. Я только что получила новую должность художественного руководителя нового центра современного искусства в Порту, Португалия. Музей Casa São Roque – Centro de Arte откроется в октябре.
Гийом: Месяц путешествий по Украине.
Читайте также: Бэнкси несанкционированно проник на Венецианскую биеннале