Писсарро привил импрессионистам любовь к свету и воздуху. Его пастельные картины, наполненные солнечными лучами, стали примером для младших на 10 лет Моне, Ренуара и Дега. Писсарро рисовал сельские пейзажи, натюрморты и сцены размеренной жизни 19 века. Но больше всего художник прославился городскими пейзажами Парижа — именно они украшают сувенирную продукцию уже больше сотни лет. Вы видели картины Писсарро, даже если слышите его имя впервые.
Камиль Писсарро родился на маленьком тропическом острове Сент-Томас с голубой водой, тропиками и ничтожными шансами стать великим художником. Сегодня остров стал главным направлением для отдыха знаменитостей (туда ездят сестры Кардашьян и весь Голливуд), а тогда был тихим местом, где обеспеченные французы искали спокойствия от европейских революций.
Мать художника была доминиканкой, отец — евреем. Юный Писсарро готовился пойти по его стопам и стать торговцем, пока не бросил все и не уехал в Венесуэлу учиться живописи вместе с датским художником Фрицем Мельби. После этого Писсарро получает одобрение отца и посвящает свою жизнь искусству. А где, как не в Париже, можно стать великим художником?
“Оперный проезд”, 1898. Опера Гарнье стала символом перестройки Парижа времен Наполеона III. Племянник великого революционера мечтал сделать из города современную столицу культуры. Эклектичное здание построено в стиле боз-ар, продолжающем традиции итальянского ренессанса.
Как раз тогда во французской столице началась основательная перестройка, так повлиявшая на творчество импрессионистов. До середины 19 века город был средневековым: хаотичная застройка центра, мосты с жилыми домами, антисанитария и тесные улицы, не предназначенные для езды на автомобилях и конных повозках.
К концу 1800-х годов в Париже построили широкие авеню, зеленые парки по примеру лондонских и все то, за что мы сегодня любим Париж. Появилась улица Риволи и десятки широких бульваров, вдоль улиц были высажены каштаны, а площадь Звезды и современные здания обновили вид столицы.
“Сады Тюильри”, 1900-е. Еще в 15 веке на месте сада была свалка и добыча глины, из которой делали черепицу (с французского tuile переводится как "черепица"). Екатерина Медичи начала строить здесь парк и дворец в 1564 году, а после этого границы Парижа расширили за стены луврской крепости. Дворец сожгли во времена Парижской коммуны в 1871 году и с тех пор не восстанавливали.
Обновленный город пришелся по вкусу парижанам: прогуливающихся по улицам французов назвали “фланерами”, а художники начали работать на пленэре. Этому способствовали не только красивые виды, но и модернизированная канализационная система, которая больше не загрязняла воздух. Монмартр стал частью города и одновременно любимым местом импрессионистов.
Монмартр стал Меккой для художников и писателей Парижа — творческую богему он привлекал деревянными мельницами, холмистой местностью и невысокими ценами на жилье. Именно там находится кабаре "Мулен Руж" и собор Сакре-Кер.
В Париже Писсарро знакомится с Камилем Коро, Гюставом Курбе и Жаном-Франсуа Милле, учится в академии Сюисса и Школе изящных искусств, становится наставником для юных импрессионистов. Сам Писсарро был учеником пейзажиста Коро, что во многом определило его творчество. Он уходит от нейтральной палитры и четких линий Коро, добавляя в свои картины света и теплых оттенков.
“Мост Пон-Неф”, 1901-1902. Старейший мост Парижа был построен в 1607 году, а его название буквально означает “новый мост”. Все потому, что для 17 века его дизайн был первым в своем роде. Мост соединяет остров Сите — исторический центр города — с левым берегом Сены.
В Париже художник прожил недолго: почти сразу же он переехал в пригород Лувесьенн. Не потому, что любил сельскую местность. Жилье там было дешевле, чем в центре, а финансовую стабильность Писсарро получил только в последние 10 лет своей жизни.
Он был единственным участником всех восьми выставок импрессионистов и не терял веры в новое искусство. Художник был убежденным анархистом: он финансировал деятельность анархистов и поддерживал их идеи. Правда, на его творчество это никак не повлияло — кроме разве что попыток отвергнуть академизм и создать новые нормы в живописи.
“Улица Сен-Лазар, солнечная погода”, 1893. На улице расположен одноименный вокзал, рядом с которым жили Клод Моне, Гюстав Кайботт и Эдуард Мане. В 1998 музей Орсе даже открыл выставку под названием “Мане, Моне и вокзал Сен-Лазар”.
Писсарро вырос в тропиках, учился живописи в Венесуэле, жил в Лондоне и парижском пригороде. Неудивительно, что Париж, с его широкими бульварами и обновленной архитектурой, покорил сердце художника (и продолжает покорять миллионы туристов).
Серию пейзажей Парижа он написал в самый расцвет города и своего творчества. В последние годы жизни, когда его зрение серьезно ухудшилось, он создает главные в своей карьере городские пейзажи. Писсарро рисовал их прямо из окон гостиничных номеров, изменяя импрессионистским принципам работы на пленэре.
“Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь”, конец XIX века. Сегодня здесь расположены бутики модных домов, антикварные магазины и художественные галереи, а еще Елисейский дворец — главная резиденция президента. Здесь же находятся главные государственные учреждения.
Писсарро не получил такого признания, как его коллеги Моне, Ренуар и Дега. Но именно его “открыточные” виды Парижа стали визитной карточкой города и влюбили в него миллионы ценителей прекрасного.
Читайте также: Паризький арт-маршрут. Куди піти, якщо ви вже обійшли Лувр