Тема трансмутаций и трансформаций человеческого тела стала одной из излюбленных в творчестве молодого художника Славы Крыжановского. Начиная с проекта "Toys" , в котором он представил тело человека как игрушку, способную менять форму, художник продолжает методично продуцировать “катастрофы тела”. Прибегая к крайностям в деформации, эстетизируя влияние технологий на человека, Слава представил новый проект “Errors” в новом арт-пространтстве Set. Чтобы разобраться в бодимодификациях, вполне попадающих под жанр “биопанк”, Андрей Сигунцов встретился со Славой после открытия проекта и пообщался о телесном опыте, эстетике и глубинных страхах человечества.
Человеческое понимание мира напрямую зависит от телесного опыта. Если тело меняется под воздействием вирусов, технологий или научных экспериментов, то и восприятие окружающей реальности меняется вместе с ним. Что с тобой произошло, что тема мутаций так тебя волнует?
Интерес к мутации появился в раннем детстве. Началось все, конечно, с «Чужого», в котором происходило появление новой формы посредством уничтожения человеческой оболочки. Позже, я познакомился с работами Сальвадора Дали. Для меня это оказалось близко, кажется, детское сюрреалистичекое мышление осталось во многом у меня и сейчас. Но сейчас я стараюсь подходить к этому прагматичнее. Вокруг —масса современных технологий, которые с каждым днем становятся прогрессивнее, мощнее и меньше. Даже 120-ти сантиметровый робот Pepper за последний год очень изменился, Softbank Robotics разработала кучу апгрейдов и обновлений для него. И это при том, что машинный интеллект находится вообще на первой ступени развития. Например, инновационному роботу, которого собрали в лаборатории Беркли, нужно 15 минут, чтобы просто свернуть полотенце. Но обучение и трансформации происходят у нас на глазах. Я понял, что со мной таких изменений не произойдет, и решил попробовать запустить процесс своей эволюции сам… Выдумать, как это может произойти.
Бодимодификации зародились еще в древние времена, когда африканские племена вносили изменения в свои тела исключительно из ритуальных соображений. Только в 19 веке, когда племена стали контактировать с европейцами, процесс телесной модификации был заимствован, и, перенеся некоторые изменения, сегодня стал одним из способов повысить свою эстетическую привлекательность. Модификация — это красиво?
Все самые радикальные практики зародились еще в древности — татуировки, шрамирования, кольца в носу, вытянутые шеи, растянутые губы. По сути, мы ничего нового не изобретаем, а просто выполняем древние обряды, только культ тела изменился, перестал быть сакральным. Многие атрибуты красоты, которые в древнем мире отличали богов, шаманов, жрецов от простых смертных, в европейском обществе считались варварством и перверсией, уродством… а сейчас они перекочевывают в современность как атрибуты уличного стиля. Меня удивило то, что я увидел в Каире: фигуры людей на древних фресках соответствуют эталонам современной красоты, а архитектурные формы древнего Египта — просто прототипы зданий третьего тысячелетия… Здесь, в Киеве, я нахожусь в окружении, в котором многие используют различные модификации. Татуировки, импланты, шрамирование, пирсинг.
Все это делает текстуру и силуэт человека интересным.
В детстве, я читал массу журналов об андеграундном, неформальном обществе: “ХЗМ” , “Молоко”, “ШО”... У меня тоже есть татуировки, которые представляют для меня смысловую ценность. И декоративную, конечно же.
Когда я только приехал в Киев, познакомился с парнем у которого были силиконовые импланты на лбу в форме рог. Мне показалось что это прикольно. Это такой дизайн себя. Безусловно, считаю это красивым.
В тексте к твоей выставке, Маша Вторушина пишет: “Люди стали ампутировать себе части тела, вживлять имплантаты, модификации. Например, французская художница ORLAN “перекроила” себе лицо, собрав в нем черты знаменитых героинь мирового искусства. Stellarc, кроме роботических расширений себя, вживил в руку специально выращенное искусственным путем третье ухо.” Есть ли у тебя фантазии касательно собственного тела?
Я бы доработал в первую очередь основные недочеты тела. Прочнее сделал бы скелет, суставы. Хотелось бы телесных изменений для более динамичного передвижения, допустим проапгрейдить ноги. Изменить форму для улучшения прыжка и улучшить при этом амортизацию, чтобы не отрывались внутренние органы при приземлении с большой высоты. Многое изменил бы на самом деле… Недавно я сломал ключицу. Мне поставили титановую пластину которую можно вынуть, а можно и оставить. По желанию пациента. Я решил не доставать ее и оставить. Она есть и совершенно не мешает, наоборот, напоминает мне о возможности модификаций более высокого уровня.
Вообще, круто было бы к старости трансформироваться во что-то не похожее на человека.