Образ и стиль киногероя: Языческий гламур в фильме "Солнцестояние"

Тренды
12.08.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ
Красиво одеться и основать культ
ПОДЕЛИТЬСЯ

Компания друзей из Нью-Йорка приезжает в глубинку — и начинается. "Солнцестояние", которое снял Ари Астер, можно было бы описать так и на этом остановиться, если бы не всё остальное, чем примечателен фильм. Две составляющих картины, благодаря которым от него невозможно оторвать глаз, — кастинг актёров на роли жителей деревни и работа художника по костюмам Андреа Флеш.

Та самая глубинка, в которую приезжают по приглашению своего хипповатого и довольно подозрительного друга главные герои — далёкая деревня в Швеции, в которой обособленно и закрыто живёт уникальная языческая община. Люди этой общины — сплошь скандинавские красавцы: белолицые блондинки и рыжие, статные мужчины и хорошенькие дети, — и все празднуют 9 дней летнего солнцестояния, что так удачно совпало с приездом гостей. Сама община кажется настоящей утопией — все ходят в красивой белой одежде, радуются солнцу, траве, птицам, деревьям и друг другу, все чем-то заняты, а повседневная бытовая рутина выглядит невероятно красиво и ритуально, что приводит в полный восторг.

Однако сразу же после знакомства с гиперпозитивными членами общины становится очевидно, что с ними что-то не так (как это обычно и бывает). На следующий день после приезда, приняв участие в идиллическом завтраке на природе, главные герои становятся свидетелями страшного ритуала под названием "Пропасть", который повергает их в ужас, однако жителями деревни объясняется как неотъемлемая часть их жизни, событие, которого каждый из них ждёт с благоговением

Само собой, по канонам жанра, дальше происходят разные страшные вещи, от которых кровь стынет в венах. Однако тем более притягательным становится фильм, чем больший контраст составляют его эстетика и происходящие в нём ужасы. Андреа Флеш и Ари Астер поставили перед собой задачу — классический американский хоррор превратить в образец визуального искусства. Так было решено воспроизвести достоверную картину празднования солнцестояния и традиционные ритуальные костюмы шведов.

Изучив древние архивы и документальные материалы последних столетий, Андреа решила сохранить старинные силуэты и крой, и немного поэкспериментировать с цветами. Взяв за основу аутентичные шведские костюмы изо льна и хлопка, выкрашенные в голубые, серые оттенки, вышивки и декоративные элементы одежды, художник по костюмам составила насыщенный и яркий визуальный ряд. Многие платья, юбки и сорочки в фильме выполнены изо льна 100-летней давности, привезенного из Германии и родной для Андреа Венгрии. Некоторые вещи были расписаны вручную. Игра с цветом, по задумке Флеш, была призвана постепенно раскрыть иерархию в общине. Так, поначалу мы видим всех в белой одежде, позже старейшины деревни появляются в платьях цвета голубого грозового неба, а у некоторых служителей культа заметны золотые и цветные детали одежды. В общине также смещены акценты на гендере, половых и семейных связях - мужчин можно увидеть в юбках и платьях, а детей и взрослых — в совершенно одинаковых образах, что говорит о специфическом равноправии внутри общины. Правда, в 75 лет каждый житель обязан ритуально покончить с собой, но до того момента — настоящий рай. Если, конечно, не выпадет честь стать жертвой во имя богов природы. Но всё равно хорошо.

Самые яркие образы "Солнцестояния" — цветочный наряд и корона Майской королевы, в который облачили главную героиню, пережившую всевозможные кризисы и приехавшую на дивный ретрит Дани, которая показала недурные способности к служению зловещему культу, и облик юной огненноволосой Майи, которая соблазнила жениха Дани. Платья Майи, поначалу девственно белые или с нежной голубой вышивкой, сменились нарядами, на которых распустились яркие, живописные цветы и контрастные алые детали отделки — свидетельство полового расцвета девушки и начала в её утробе новой жизни — ведь Кристиана, парня главной героини, она всё же соблазнила не без помощи зелий, наркотиков и шаманских плясок в духе итальянских хорроров 60-х. Есть и другой яркий образ — полуживой друг главных героев, из которого сделали "ангела", украсив его глазницы цветами, а из вырезанных лёгких соорудив крылья, или человеческие чучела, набитые травой и декорированные ветвями и фруктами, но повторять дома всё это не рекомендуется. Зато этнические наряды с уклоном в скандинавскую моду прошлых веков станут прекрасным решением для августа и сентября, в которых, кстати, немало языческих праздников.

Необычной чертой обособленного мира, который показал нам Ари Астер, является не только зловещая суть традиций общины, но и неожиданная их буржуазность. Жители деревни собираются за накрытыми белоснежными скатертями столами, где среди ваз с цветами и хрустальных графинов с лимонадами из горных трав едят пироги на белых тарелках при помощи ножей и вилок. Человеческая жертва выбирается с помощью лотереи — на выбеленном помосте установлен стеклянный шар с металлическими хромированными дорожками, по которым скатываются деревянные шарики с номерами — такое устройство можно увидеть в винтажных лавках Европы. Майя, стоящая в первом ряду жителей деревни в момент принесения главной жертвы солнцестояния, демонстрирует алые губы, ровно обведенные помадой.

Непривычная смесь из аутентичной эстетики, элементов гламура и хоррора делает фильм Ари Астера по-настоящему достойным восхищения.

Читайте также: Как литературный жанр "антиутопия" появился в кино, а затем – в нашем гардеробе

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).