Италия без малого век назад закрепила за собой монополию в дизайне, лучшие образцы которого не теряют своей актуальности и по сей день.. Киевский ресторан итальянской кухни Grano пригласил к созданию интерьера римского архитектора, дизайнера световых решений, автора светового оформления множества арт-объектов (в том числе работ Микеланджело) Доменико Арнальди в соавторстве с управляющим партнером Grano Владиславом Данилюком. А мы не упустили возможность и пообщались с создателями этой «архитектуры аппетита».
Как долго вы работали над проектом?
Доменико Арнальди: Включая разработку проекта и его реализацию, Grano стал одним из самых долгих моих проектов. На него ушло почти два года.
Владислав Данилюк: Договорённость о строительстве ресторана Grano была достигнута нами весной 2015 года. Сразу после этого мы условились с Доменико, что он станет архитектором этого проекта. А осенью у нас уже была утверждена концепция дизайна и началась отработка рабочих чертежей. Строительство ресторана началось весной 2016-го, и через год Grano открылся.
Я знаю, что это не первый ваш проект в Украине, Киеве.
Д. А.: Верно. Ранее совместно с Владиславом я сделал boutiquebar Biancoro в Mandarin Plaza и ресторан «Шоти» на Мечникова. Также я спроектировал некоторые частные резиденции и офисы в Киеве
В. Д.: Еще в первую нашу встречу с Доменико, в 2006-м, я понял главное отличие между локальными архитектурными бюро и их западными коллегами – принципиально другой подход к проектированию. Например, первое, что спросил Доменико о будущем проекте, был размер тарелок, которые мы собираемся использовать. Дело в том, что размер тарелки диктует размер стола, размер стола ограничивает количество посадочных мест, дальше эти вводные вписываются в корректную эргономику пространства будущего объекта, и Доменико начинает проектировать. С одной стороны, у него есть ограничения по эргономике и концепции пространства, с другой – архитектурная данность строения. И между этих двух рамок он выстраивает свой дизайн.
Каков ваш секрет в дизайне интерьера, потому что Biancoro, например,уже более 10 лет, и он выглядит актуально.
Д. А.: Дело не в секрете, а в командной работе. Например, работу моей студии над проектом можно сравнить с работой ателье по индивидуальному пошиву костюма. В этом процессе между клиентом и нами всегда существует тесное сотрудничество. Мы создаем обьект, в котором человек может жить, работать и отдыхать, как в идеально пошитом костюме. Мы создаем свои обьекты, не гонясьза модой и трендами. Скорее, мы создаем их для того, чтобы сделать человека счастливее в комфортном и правильно спроектрованном пространстве.
Какова идея пространства Grano?
Д. А.: Этот проект стал серьезным вызовом для нас. Мы проектровали ресторан внутри готового архитектурного объекта (речь о ЖК PecherSky, который на тот момент уже был построен - прим. авт.), учитывая также его конструктивные особенности. Таким образом, созданный нами интерьер должен был соответсвовать экстерьеру всего жилого комплекса. Специфика работы с существующими конструктивными элементами (пилонами) здесь сыграла большую роль в дизайне и в итоге позволила выгодно организовать зонирование ресторана. Мы разделили Grano на несколько зон, сохранив в каждой уют и тепло гостеприимства. Я не столько говорю об уединении, сколько о чувствах, которые испытывает человек в общественном пространстве. Вряд ли кому-то понравится есть в шумной комнате, наполненной двумястами людьми. Как и мало кого обрадует пустой зал ресторана. Другое дело – несколько человек за соседними столиками вокруг вас. Мне кажется, это более комфортное решение, имеющее смысл.
В. Д.: Самым сложным заданием для нас было вписать нашу концепцию в существующую архитектуру здания. И скорее она (архитектура здания) диктовала стиль дизайна, который мы выбрали. Мы строили ресторан навсегда, поэтому актуальность стиля, материалов и мебели не могла быть ограничена несколькими годами. Проект должен выглядеть одинаково хорошо через пять, десять или пятнадцать лет. В этом была наша основная задача.
Давайте поговорим о создании проекта от чертежей до готового объекта. Как вы разделяете работу над разными частями проекта внутри команды и в партнерстве?
Д. А.: Первый этап - обмен информацией с клиентом. Так как мы работаем вместе, я доолжен понимать запрос, потребности и стилистические предпочтения. Потом следует этап подготовки к работе, очень важный этап, от которого зависит результат, стоимость проекта и другие важные вопросы. Затем – воплощение проекта. Не скажу, что последний самый сложный, но определенно требующий особенной внимательности от начала до конца.
Часто я сталкивался в Украине с тем, что подрядчики хоть и являются хорошими специалистами в своей сфере, но они никогда не делали ничего подобного из того, что мне необходимо было использовать в проекте.
Проект собирается, как паззл, и у каждого учасника проекта был свой уникальный фрагмент, без которого общая картина будет незакончена.
Что сегодня представляет собой итальянский дизайн?
Д. А.: Как такового его не существует. Скорее сегодня существует большое количество трендов. И если вы меня спросите, какой из них актуальный, я затруднюсь ответить. Почти каждый тренд заслуживает внимания и имеет право на жизнь. Для заказчиков не важно, работаете ли вы в итальянском стиле или нет. Из того, что мы видим сейчас, все больше начинают ориентироваться на маркетинговую составляющую проекта. Сколько стоит настоящая мода? Сколько стоит роскошь? Да, это все красиво, но, например, роскошь неуместна в больницах, даже если они итальянские. Для всего есть свой контекст.
В. Д.: Мне очень импонирует подход в итальнском дизайне, когда в начале выбирается определенное (малое) количество материалов и цветов. В нашем случае это были вороненый металл, мрамор, светлое дерево и медь. Дизайн был ограничен этими вводными, из которых Доменико сделал проект, который польстил и нам, и самому архитектору.
Как вы думаете, что главнее в ресторане: еда, сервис или интерьер?
Д. А.: Я думаю, это как механизм, который не сможет заработать без какой-то пружины, вала барабана или заводного колеса. Для ресторана важно не зацикливаться только на еде, дизайне или своем сервисе. Все должно быть сбалансировано. Интерьер играет роль только первые две минуты. Но потом, если его не подкрепить другими составляющеми, есть вероятность, что гости посетят ваше заведение всего один раз.
На что посетитель, по вашему мнению, обращает внимание в первую очередь? Какая главная идея в дизайне?
Д. А.: Главная черта в дизайне – это чувство баланса. Когда вы впервые приходите в ресторан, созданный нами, я мечтаю о том, чтобы вы ощутили гармонию. Я всегда стараюсь создать атмосферу релакса.
В. Д.: Мне кажется, что архитектурная составляющая ресторана должна воздействовать на гостя абсолютно подсознательно. Перед нами не стояло задачи сделать арт-объект, и мы понимаем, что нам нужно не удивлять гостя, а встречать и кормить его. В нашем случае это выдержанный интерьер, который сопровождает, не пытается раздавить.
Поскольку Доменико во всех своих проектах работает со светом, возможно, никто и не заметит, но каждый светильник в ресторане расположен над центром стола, отдельно подсвечены сервисные дорожки офицантов, входные группы – существует четкое зонирование пространства светом. Редкий наш гость поймет, что в течение дня световой сценарий может меняться более четырех раз: в зависимости от времени суток или погоды.
Давайте поговорим про световое решение в Grano.
Д. А.: У меня было две основные задачи: создать атмосферу комфорта и смягчить достаточно монолитный дизайн. Срежиссировать путь гостя внутри ресторана: куда идти и где бы хотелось задержаться, создать для него фон. Конечно, конкретный проект был слишком мал, чтобы разогнаться с точки зрения глобальных световых решений, но его строгие формы позволили нам сделать это лаконично и элегантно.
Что служило вашим главным вдохновением в создании Grano?
Д. А.: Концепция. Grano – классический итальянский ресторан. И я работал, на мой взгляд, с его главными ассоциативными компанетнами. Железо, мрамор, дерево, дровяная печь, в которой настоящий итальянский пиццайоло готовит пиццу.
В. Д.: В нашем случае, скорее, это собственное восприятие окружающей среды и нежная любовь к минимализму. Конечно, реализовать его гораздо сложнее, чем создать что-то вычурное. У нас же работает чистота линий и образов.
Что сложнее в создании: личные резиденции или публичные пространства?
Д. А.: Это совершенно разные проекты, с точки зрения задач. В публичные пространства люди приходят на которткий промежуток времени, на ужин, вечеринку, шоппинг или на чашку кофе. Вы можете создать пышный дизайн ради того, чтобы произвести впечатление на клиентов, тогда как в доме главенствует комфорт. Я не понимаю проекты, которые дизайнер делает для себя, для журналов, то есть интерьеры, в которых невозможно жить.
Вы пользовались услугами украинских подрядчиков во время строительства Grano?
Д. А.: Абсолютно все в Grano было сделано украинскими подрядчиками. Кроме печи, которая было привезена из Италии. Многое было создано на заказ в единычных экземплярах, включая лампы.
В. Д.: Да, Grano – это наш первый проект, где мы вообще не пользовались услугами иностранных подрядчиков – решили «вырастить» локальных до необходимого нам уровня. Мы ставили им задачи, подрядчики в свою очередь декларировали нам возможность или невозможность производства необходимых элементов. Например, черный вороненый металл, который создает в Grano архитектурные элементы (ими зашиты конструктивные пилоны) и четкое зонирование пространства. Эти 11 пилонов – архитектурная данность этого здания, и чтобы их замаскировать, был выбран именно этот черный метал. Его цвет появился не благодаря покраске материала, а c помощью специальной технологии вываривания металла в масле, после чего он был покрыт воском.
Конечно, то, что было привычно и знакомо Доменико по работе с материалами в Италии, поставило в тупик наших подрядчиков, начиная от размера ванной, в которой должен был «вариться» лист (архитектор хотел использовать его максимальный размер), заканчивая абсолютно неочевидным для них требованием, чтобы все швы панелей сходились в одной точке.
Теплое дерево мы размещали на стенах и на полу, разделяя его рубленым металлом большой толщины, и столкнулись с тем, что его было невозможно произвести нужной длины. На этом этапе Доменико престал быть архитектором и дизайнером, и переквалифицировался в технолога, что помогло нам добиться нужного и разумного результата.
Медь в проекте появилась абсолютно ассоциативно. Название ресторана Grano – это не только зерно, но еще и цвет, который мы решили поддержать в интерьере медью.
Мрамор – классический итальянский материал, который часто используют в отделке итальянских пиццерий и закусочных, ведь Италия – родина этого материала. Мы решили сыграть на этой традиции – барная стойка, стойка для пиццы, коммунальный стол изготовлены из мрамора Bianco Carrara.
Столы в зале были выполнены по проекту Доменико, а стулья уже подбирали к ним в пару. Но как и хороший костюм, хороший стул, к сожалению, можно заказать, пока я надеюсь, только за границей.
Чем вы особо гордитесь в этом проекте?
Д. А.: Моя гордость – это вызов себе перед началом работы над проектом и конечный результат моей работы. И сейчас я счастлив осознавать, что все получилось. Люди должны понимать, что все возможно, даже самые смелые мечты можно воплотить в интерьере и сделать его функциональным. Главное понять, чего ты хочешь.
В. Д.: Для меня это был самый сложный инженерный проект из всех, которые я делал. Я занимаюсь ресторанами с 2000 года и проект Grano стал для меня квинтэссенцией сложных инженерных решений: это три уровня, где кухня находится ниже уровня земли, и нужно было спроектировать все так, чтобы в пиковые часы нагрузки она могла дать идеальное обслуживание гостей ресторана. В этом проекте было очень много непривычных для меня инженерных решений, которые пришлось изобрести, а потом иметь отвагу их реализовать. И моя гордость в том, что это все нам удалось.
Ресторан Grano:
Улица Болсуновская, 2; телефон: 044 339 9161
Читайте также: Открытие масштабной выставки LET US IN: TOGETHER в пригороде Парижа