Книга ведущего украинского куратора и арт-критика Алисы Ложкиной является попыткой связать в целостный нарратив историю развития отечественных изобразительных практик от зарождения модернизма до наших дней. Особый акцент - на феноменах времен независимости. Как менялась речь искусства на протяжении последних полутора столетий? Какую роль в этом процессе играли турбулентности в стране, пережившей целый ряд трансформаций - от статуса провинциальной окраины Российской империи через непростой этап построения социализма, до обретения независимости, Оранжевой революции, революции достоинства и последующего непростого периода нашей новейшей истории? В исследовании представлен краткий обзор центральных событий и явлений в украинском искусстве, а также разнообразный иллюстративный материал, охватывающий десятки музейных коллекций, частных собраний, архивов художников и их семей.
Какие тенденции развития украинского современного искусства?
Украинское визуальное искусство переживает интересный этап. На смену рыночному и зрительскому буму начала десятилетия пришла эпоха более камерных проектов. В конце нулевых-начале 2010-х современное искусство стало первой сферой украинской культуры, которая стала бурно развиваться и институционально расстраиваться. Остальные области находились в тени. Выставки современного искусства в больших арт-центрах стали тем локальным украинским продуктом, который доказывал, что в нашей стране после развала СССР сформировался культурный пласт, обладающий потенциалом стать массовым (в хорошем смысле этого слова). Однако во время и после событий на Майдане эта эпоха как-то незаметно закончилась. Искусству это, наверное, пошло на пользу, ведь из него ушли все случайные персонажи – люди, оказавшиеся в арт-мире просто оттого, что это была единственная живая среда, а не потому, что им как-то особенно нравилось современное искусство. И все-таки, невозможно не признать, что более «модными» и динамичными в последние годы были отрасли, которые до этого были относительно маргинальными – театр, книгоиздательство, кино и, в особенности, электронная музыка. Электронная сцена стала «фишкой» Украины. Главной тенденцией последних пяти лет стал интересный микс. Арт-сообщество балансировало между реагированием на острые политические события и чистым гедонизмом. Грубо говоря, это состояние между войной и рейвом определило искусство последних лет.
Другая вещь, которая бросается в глаза, это разрыв поколений. Скандал вокруг участия Украины в Венецианской биеннале в этом году стал своего рода апофеозом этой напряженности между молодыми художниками и представителями более старшей генерации, активной на сцене еще с конца 1980-х. В этом конфликте, на мой взгляд, нет правых и виноватых. Это отражение крайней скудости возможностей для презентации в нашей стране и уровня ожесточенности, с которой происходит борьба за скромный, чтобы не сказать ничтожный ресурс. С другой стороны, этот конфликт старого и нового, грубо говоря, поколения беби-бумеров и миллениалов – феномен не сугубо украинский. Такие же противоречия сегодня заметны и в более благополучных странах. Недавно я читала о скандале, вызванном разговором актрисы Скарлет Иохансон и американского художника старшего поколения Двида Салле. Там шла речь о вопросах политкорректности, но я обратила внимание на фразу Дэвида Салле: «Лично я считаю, что реакция на некоторые вещи в арт-мире практически достигла уровня массовой истерии, а критерии, по которым оценивают некоторые работы, - просто чокнутые. Но эти реакции кажутся оправданными для людей определенного поколения. В визуальном искусстве заметно прочти эдипальное стремление избавиться от людей выше тебя, растолкать их кулаками, расчищая себе путь. Я не социолог, но я думаю, один из аспектов современного настроения – это просто желание избавиться от людей, которые, как всем кажется, слишком давно на виду». Очень сложно было отделаться от ощущения, что это обиженное интервью Арсена Савадова в контексте актуальных украинских реалий, а не фрагмент совершенно другой зарубежной истории. Ремарка Дэвида Салле заставила меня задуматься о том, что с ростом средней продолжительности жизни конфликт между молодежью и аксакалами, наверное, будет только обострятся и, конечно же, затронет не только арт-среду, но и мир в целом. Сегодня важный вопрос, который должен стоять на повестке, – поиск выхода из ситуации борьбы поколений, борьба с эйджизмом во всех его проявлениях – как дискриминации старшими младших, так и наоборот.
Еще одна тенденция, бросающаяся в глаза в последние годы – практически полное отмирание в наших широтах живописи. Еще недавно казалось, что проблема Украины в том, что живописи слишком много и она подавляет развитие других медиа – фото, видео и так далее. Теперь мне стало казаться, что маятник даже слишком далеко качнулся в обратную сторону. В ближайшее время, думаю, актуальным будет переселение искусства в VR – виртуальная реальность уже сегодня стремительно развивается, в ней работает много современных художников, в том числе и украинский автор – Никита Шаленный. О нем не так давно писала The New York Times. После того, как в этом году компания Марка Цукерберга выпустила дешевые очки стоимостью менее 500 долларов, думаю, этот процесс всеобщей виртуализации приобретет лавинообразный характер. Лично для меня эксперименты с новыми очками, в которых можно свободно двигаться и рисовать что-угодно прямо вокруг себя в пространстве стали, пожалуй, самым ярким впечатлением года.
Что бы изменилось в мире, если бы украинского искусства не существовало?
Мир устроен таким образом, что незаменимого в нем ничего нет. Вряд ли бы небо рухнуло на землю, не будь на ней украинского искусства. Но ставить такой вопрос некорректно. Нас должно волновать не то, важны ли мы миру, а важны ли мы самим себе. Я собираюсь издать книгу об украинском искусстве во Франции. В Украине мне часто говорят: «Алиса, да там же никто ничего не поймет, и вообще, это никому не интересно». Действительно, кому нужна страна на окраине Европы, где вечно всё не слава богу? Я себя успокаиваю тем, что это нужно и интересно лично мне. Пока что это срабатывает. Кстати, инициатором франкоязычной версии книги стало именно французское издательство. Пока что во Франции у меня есть только один читатель – переводчик книги. Он меня очень поддерживает и утверждает, что ему все понятно и интересно, а как будет дальше – посмотрим.
Самое громкое проявление украинского искусства за всю историю в мировом масштабе?
Чтобы ответить на этот вопрос корректно, необходимо уточнить сразу несколько терминов: что такое «украинское» искусство – как определить границы этого явления, учитывая сложное историческое прошлое и настоящее нашей страны. Также интересно поразмыслить о том, уместно ли вообще разделение искусства на национальности в современном мире. Как понять, где заканчивается искусство и начинается «не искусство»? И еще одно - что понимать под мировым масштабом – диктатуру западной оптики или мультикультурную мозаику постевропоцентричной современности? Если свести эти вопросы к банальному vanity fair, то, наверное, наиболее знаменитым из ныне живущих художников родом из Украины является Борис Михайлов. Среди звезд авангарда это Александр Архипенко, Александра Экстер, Александр Богомазов и отчасти Казимир Малевич, хотя спор о его национальной и культурной принадлежности меня не особенно вдохновляет.
Работая над книгой "Перманентная Революция. Современное Искусство Украины", вы проанализировали колоссальный пласт информации. Какой вы можете сделать вывод: в чем же заключается ключевая особенность идентичности украинского современного искусства?
На мой взгляд, основной особенностью художественного процесса последних ста с лишним лет было феноменальное количество турбулентностей, через которые проходило наше общество. Искусство в Украине перерождалось бесчисленное количество раз, часто стирались даже малейшие упоминания о неугодном прошлом, как это произошло после сталинского террора. Искусство Украины – это территория разрыва, постоянное желание белого листа и постоянная жизнь на вулкане. Каждое молодое поколение приходит, чтобы покорить Олимп, с искренней верой, что все старые ослы заблуждались и именно ему удастся сказать самое веское слово. В какой-то момент с той или иной долей КПД это удается, но тут наступает очередной момент турбулентности. Вчерашняя молодежь и новые олимпийцы оказываются на свалке истории, а им на смену приходят новые люди «со взором горящим». «Воистину: земля перевернулась, подобно гончарному кругу. Разбойник [стал] владельцем богатств, [богач] [превратился] в грабителя» - написал почти четыре тысячи лет назад автор папируса времен первого серьезного мятежа в Древнем Египте. В Украине этот «гончарный круг» истории в последнее столетие поворачивался неоднократно. Это привело к огромной травмированности нашего общества. Мне кажется, одна из важных задач – восстановление преемственности и минимизация этой травмы многочисленных разрывов. Пока мы не научимся связывать нити истории, все будет продолжать рваться и приносить боль. Да, за счет этой перманентной болезненной трансформации украинскому искусству удалось выработать огромную жажду жизни и уникальную энергетику; но долго на одной пассионарности, как, опять же, показывает опыт поколений, не протянешь.
Сколько времени ушло на исследование и написание текста книги? Какие трудности были в момент работы?
Книгу в очень общих чертах я задумала еще более десяти назад. Тогда удалось реализовать только эскиз – в соавторстве с человеком, которого я безмерно уважаю, куратором и одним из «отцов» современного украинского искусства Александром Соловьевым мы выпустили серию журнальных публикаций об украинском искусстве 1990-2000-х для издания ТОП10. Затем на долгое время я отвлеклась на совершенно другие дела. В 2016-м ко мне обратилась Татьяна Кисельчук. Она тогда занималась проектом Wise Cow и предложила записать цикл мини-видеолекций «100 лет украинского искусства за 100 минут». Этот курс, наверное, вышел в правильное время в правильном месте – он совпал с постреволюционным запросом общества на поиск идентичности и получился очень затребованным. В последние годы его часто транслировали на общественных телеканалах. Фактически эти мини-лекции легли в основу концепции книги, когда два года назад составитель серии во французском издательстве Nouvelles Editions Place предложил мне подумать о «чем-нибудь об украинском искусстве». Сперва мы вели речь о маленьком обзорном издании, но в пути лошадка изрядно подросла. Мне очень захотелось, чтобы книга сперва вышла в Киеве и я очень признательна команде издательства ARTHUSS за то, что они согласились принять участие в этой авантюре. Арт-директоркой книги выступила Алена Соломадина – одна из лучших специалисток в Украине по графдизайну для книжек об искусстве. В реализации проекта у меня есть надёжный партнер, без которого я бы не справилась – Zenko Foundation и замечательная продюссерка Карина Качуровская. Весной этого года мы получили грант от Украинского культурного фонда. Теперь главная задача – вписаться в невозможные дедлайны и ничего не упустить. Трудностей всегда много и, наверное, еще больше впереди. В данный момент проект в самом разгаре, так что, тьфу-тьфу-тьфу, надеюсь, уже очень скоро мы, наконец, будем презентовать издание.
Первый тираж новой книги Алисы Ложкиной, реализован при поддержке Украинского культурного фонда, получится в 1500 экземпляров на французском языке и 1000 экземпляров украинском, которые будут бесплатно переданы в культурные учреждения и библиотеки по всей Украине и в Париже.
Беседу вела Cветлана Левченко
Читайте также: 4 главные книжные новинки осени