Если бы мой отец, заставлявший меня читать по 20 страниц в день, знал, что спустя годы я буду добровольно скупать книги в уже мою библиотеку и читать с большей радостью, нежели кататься на велосипеде, он был бы более спокоен. Ведь всему своё время.
Любовь к А.П. вспыхнула во мне несколько лет назад, ровно в тот день, когда мне был подарен томик рассказов и пьес, напечатанных на тончайшей папиросной бумаге. Тогда он стал моим вечным спутником в дороге. Чехов идеально, на мой редакторский взгляд, описывает характеры, обстоятельства места и времени. Я каждый раз осознаю, что за эти сто с лишним лет в наших с вами взаимоотношениях – человек-человек – ничего не изменилось, кроме костюмов и декораций. Всё те же маленькие люди со своими драмами и радостями, мужчины и женщины трудной судьбы, безнравственность и набожность, богатство и бедность, порой – грехопадение и безысходность. В героях Чехова можно узнать себя или своих знакомых. Кстати, многие из приятелей и родственников А.П. узнавали себя в рассказах. Не всегда они были представлены в выгодном свете, за что страшно обижались и объявляли бойкот. Но, как известно, многие черпали вдохновение в окружающем мире, приправляя его выдумкой для мощи повествования. Такова жизнь.
Чехов говорил:
«После смерти меня почитают лет семь и забудут»
К счастью, он ошибся. К счастью, его не забудут еще долго. Даже сегодня его произведения находятся в топ-5 среди экранизаций признанных классиков.
Велико мое желание прочесть все, что написал Чехов, хватило бы жизни! Двенадцать томов сочинений, 30 томов переписки… В начале творческого пути, чтобы зарабатывать мало-мальски приличные деньги, А.П. писал до ста рассказов в год. Писал под разными псевдонимами, так как борьба изданий за подписчиков и читателей была не на жизнь, а на смерть. И писать для других изданий, если ты уж пишешь для «Будильника», например, считалось предательством. Но деньги зарабатывать нужно. Ровно 6 копеек за строчку. Иногда Чехов писал половину журнала, за что и получал относительно приличную сумму. Брат Антона, Александр, также писал в журналы за копейки. Тогда как с Николаем, еще одним братом, который иллюстрировал обложки и рассказы, и вовсе расплачивались натурой. Роман с дамой-издателем лишил его возможности получать гонорары в виде денег. Спустя сто лет ничего не изменилось. (Шутка!)
Не буду вдаваться в вехи биографии А.П., всё давно изучено и описано. Лучший, как по мне, экземпляр – «Жизнь Антона Чехова», описанная британским профессором Дональдом Рейфилдом. Во-первых, там много деталей из писем, которые КПСС запретила публиковать в полном собрании. Они не очерняют писателя, не превращают его в Дориана Грея, но лишний раз доказывают, что все мы сотканы из живого, и каждый имеет право на собственные guilty pleasures.