Колонка Дмитрия Авдеева: Растянутое удовольствие

Герои
23.01.2020
ТЕКСТ: Дмитрий Авдеев
"Не забывайте: при подписке вы передаете компании свои персональные данные!"
ПОДЕЛИТЬСЯ

После премьеры нашумевшего во всем мире «Однажды в Голливуде» Квентин Тарантино озвучил план превратить свой фильм в мини-сериал. В нем могут показать не вошедшие в 160-минутное кино сцены. Не зря же снимали почти пять месяцев, да еще и с Тимом Ротом в одной из ролей, сцены с которым были вырезаны! Чуть позже Брэд Питт (тоже сыграл в этом творении), рассказал в интервью The New York Times: «Превратить фильм в сериал – увлекательная затея. Это актуальный формат, в эру стриминга зрители к нему привыкли. Мне интересно, сколько еще протянет кино». 

Но если вы думаете, что о конкуренции фильмов с сериалами заговорили только в последние несколько лет, то это не совсем так. 50 лет назад известные кинорежиссеры били тревогу: дни большого кино сочтены, будущее за телевидением! Сериалы выходили один за другим. А в 1990-х сам Дэвид Линч порадовал весь мир «Твин Пиксом», третий сезон которого, между прочим, вышел в 2017-м. 

Уже тогда складывалось ощущение растущей популярности сериалов. Аудитория множилась на глазах. А с другой стороны, это не совсем верно. В кинотеатрах США «Аватар» посмотрели 97 млн человек. Аудитория «Доктора Хауса», самого популярного сериала нулевых, составляла в США около 16 млн человек. Кино не проиграло сериалам, но телевидение в силу ряда причин сумело предложить достойную альтернативу. 

Потом появился стриминг... И не только режиссерская версия вестерна Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка» превратилась в мини-сериал, разделенный на четыре 50-минутных эпизода на Netflix. Начиная с 2010-го мы получили целый набор именитых режиссеров в сериалах: Дэвид Финчер («Карточный домик»), Стивен Содерберг («Больница Никербокер»), Паоло Соррентино («Молодой Папа»), Вуди Аллен («Кризис в шести сценах»), Мартин Скорсезе («Подпольная империя»), Жан-Марк Валле («Большая маленькая ложь») и многие другие. Почему так произошло?

Режиссер Дмитрий Авдеев

Для начала хочется понять, почему мы вообще стали смотреть сериалы. Ведь раньше это был удел бабушек, которые в одно и то же время появлялись у телевизора, и весь мир должен был замереть на 45 минут, чтобы ни в коем случае не заглушать плач бразильских драм. 

Что с нами произошло? Нам надоел консервативный Голливуд с его блокбастерами и тупыми комедиями для определенной аудитории, рассчитанный на сбор конкретной кассы? Сериалы стали более качественными? Вокруг хорошего продукта возникает целая вселенная и это повод для разговора после работы за бокалом вина? По сериям в оригинале можно выучить английский, как это вышло с «Друзьями»? 

Или все-таки благодаря стриминг-сервису, где за 10 долларов в месяц наконец-то не будет никакой рекламы во время просмотра? Где одним нажатием кнопки вы можете пропустить повторяющуюся каждый раз заставку, а следующий эпизод автоматически запускается через четыре секунды, и вам не надо ждать титры. Где весь сезон выкладывается сразу, и можно найти вариант на любой вкус и цвет, плюс ко всему его снимет любимый режиссер. 

Каждый найдет в вышеперечисленном что-то свое. Но если разобраться глубже в том, как работают стриминговые компании, многое станет еще понятнее. Возьмем, к примеру, Netflix.
В 2019 году число платных подписчиков сервиса превысило 150 млн. Для сравнения: 120 млн было в 2018-м и 80 млн в 2017-м. Как это работает? 

Главный источник доходов – подписка. При этом компания тратит 75 центов с каждого заработанного доллара не на себя, а на производство контента. В результате большее его количество привлекает больше зрителей. Тем и жанров теперь столько, что доступный при такой маленькой абонентской плате выбор завораживает. 

Производство фильмов, сериалов и телешоу постоянно дорожает. В 2019 году на создание контента компания планировала потратить свыше 15 млрд долларов – это больше, чем озвучивала любая другая медиакорпорация. Кроме того, это на 3,5 млрд больше, чем собирался заработать в 2019 году сам Netflix. Это уже не просто сопоставимо с годовыми бюджетами студий 21th Century Fox и Warner Brothers, а превышает их. Разумеется, где огромные цифры, там появляются и именитые режиссеры. А где именитые режиссеры, там и их аудитория. Не правда ли? 

Netflix изобрел рынок видеостриминга и сделал его прибыльным. Это обычно приводит к чему? Правильно, к появлению конкурентов. Apple в ноябре по демпинговым ценам запустил TV+, заработал Disney с собственным каталогом и стримингом и многие другие. 

Это спровоцировало настоящую стриминговую войну, состоящую из двух частей. Первая – ценовая политика, то есть предложение все более низких цен. А нам, зрителям, это ой как нравится! Вторая составляющая – покупка шоу, которые убедят потребителя предпочесть один каталог другому. Если вы не были в курсе, HBO Max выложила 1 млрд долларов за 300 эпизодов «Теории большого взрыва» и 425 млн долларов за сериал «Друзья». Теперь вы по низким ценам подписываетесь один раз – и все это у вас. 

Не забывайте: при подписке вы передаете компании свои персональные данные. А информация о зрителях позволяет принимать правильные решения о производстве более успешных шоу. Кроме этого, компании уже озабочены тем, что на земле свыше 7 млрд потенциальных зрителей и многие из них не воспринимают культурные коды популярных западных сериалов. Значит, для них следует разрабатывать собственное производство. Аудитория станет еще больше, и еще больше денег будет тратится на одну серию сверхкачественного сериала, который заставит оставаться на сервисе гораздо дольше, чем один полнометражный фильм. 

 

Читайте также: Колонка Павла Орлова: Игра времени

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).