Олег Тистол: "Фанатик занимается своим делом независимо от того, дают ему эту возможность или нет"

Герои
22.01.2020
ТЕКСТ: Юра Амосов
Один из главных современных украинских художников Олег Тистол рассказал нам, как и с кем он начинал, почему мы уже заслужили мировую экспертизу современного искусства и существует ли борьба поколений художников конца ХХ и начала ХХI века.
ПОДЕЛИТЬСЯ

Давайте поговорим о вашей первой масштабной выставке и людях, с которыми вы начинали путь.

Сейчас это общеизвестные факты и фамилии профессиональной среды 1980-х годов, но первая значимая моя выставка – это «Киев – Таллин». Потом был Soviart, где появились все: я, Марина Скугарева (моя будущая жена), Константин Реунов (мы с ним были инициативной группой). Там же стали появляться люди, которых позже назовут новой украинской волной: Александр Гнилицкий, Олег Голосий, фотограф Николай Трох, Павел Керестей и многие другие. Это были 1987–1988 годы – момент начала активной культурной жизни, его сегодня принято считать историческим. Необходимо упомянуть и о несправедливо забытой роли, которую в тех событиях сыграл Сергей Святченко – один из основателей Центра современного искусства Soviart.

После выставки «Киев – Таллин» мы с Константином Реуновым отправились в Эстонию. Но для меня очень большое значение имела советско-американская выставка: нас с Костей позвал к себе московский художник Дмитрий Канторов, приехавший по приглашению Святченко. На несколько лет мы зависли между Москвой и Киевом. Потом из Москвы отправились в Британию, Финляндию, Голландию... В то время единственные ворота на Запад находились на востоке – в Москве. Так с подачи Soviart начался один из моих этапов продвижения. Затем наступили 1990-е – это была уже другая эпоха, другие события, другой карьерный период.

Олег Тистол

Вы можете выделить моменты, которые за все эти 30 с лишним лет стали переломными для вас?

Я люблю рассматривать глубинные процессы. Считаю, что распад Советского Союза начался в 1986 году, после аварии на Чернобыльской АЭС. Но предвестники конца эпохи стали появляться еще раньше. В то время я служил в армии, где чуть ли не каждую неделю мне приходилось менять «иконостас» – состав политбюро и командования советской армии. Было совершенно очевидно, что началась какая-то агония. А тут еще и Чернобыль!

После демобилизации я понял, что оказался в другой стране, где никому эта советская власть уже не нужна. Появились первые признаки зарождения новой культуры, хотя на самом деле и мы, и другие молодые ребята устраивали квартирные выставки и собирались в подпольные группы еще в 1970-х. Однако точку физического перелома обозначить очень трудно. Для меня это был Чернобыль. Понятно, что радикальную черту в сознании многих людей подвело обретение независимости Украиной в 1991 году.

С этого момента закрепилось наше движение к цивилизации. Каждый из известных сегодня украинских художников принял тогда свое решение и индивидуально обозначился на культурной сцене. Не было такого, что у нас открылся выставочный зал и все в одночасье решили: вот она – новая эпоха! Все это давно уже тлело, поэтому думать, что в конце 1980-х или начале 1990-х вдруг из ниоткуда появилось множество художников, неправильно.

В молодости в реалиях советской эпохи мы вынужденно существовали в андеграунде. Естественно, у нас не было ни возможности, ни смысла реализации. А потом вообще все развалилось. Однако нужно понимать: если художник занялся искусством только потому, что это стало возможным, – это не аргумент. Фанатик занимается своим делом независимо от того, дают ему эту возможность или нет!

Когда вы уехали в Москву, у вас не было ощущения, что из-за большего масштаба и количества людей жить там интереснее? Не появлялось ли у вас желание не возвращаться в Украину?

Нет. Без колебаний могу сказать. Это было вынужденное временное переселение. Столица – единственное место, куда съезжались все. Но для жизни она очень неуютна и неудобна. В Москве я практически не работал.

Индивидуальность моя в том, что предмет и тема моего творчества – это наша территория, наша культура, а также стык между нашей цивилизацией и Востоком. Эти вопросы интересовали меня с детства и становились темами моих работ.

Я приехал в Москву в 1988 году с картиной «Воссоединение». Гротескное, ироничное огромное полотно, которое сейчас находится в коллекции PinchukArtCentre. Я использовал исторические сюжеты как поводы для своих эстетических высказываний. Изобразительное искусство – это не литература. Это совсем другой жанр: своего рода дорожные знаки, обозначающие важные события, но не иллюстрирующие их. У Константина Реунова есть большое полотно «Котлета по-киевски», или «Подарок великого украинского народа великому русскому народу». Нашему творчеству свойственны барочность и ирония.

Оставаться в холодной, мрачной, разваливающейся империи у меня, конечно, не было ни малейшего желания. Это не патрио- тизм задним числом, а элементарный прагматизм. Точно так же не хотелось оставаться на Западе. Меня всю жизнь интересовала одна-единственная вещь, за которую я продолжаю бороться до сегодняшнего дня, – это личная свобода и свобода творчества. Больше свободы, чем здесь за последние 30 лет, я думаю, невозможно получить нигде. Ты свободен даже от денег. Тут не нужно стоять в очередях – я как человек, который до 30 лет прожил в тоталитарном обществе, не могу этим надышаться. Та же Швейцария для меня – это заточение. Здесь после 10 вечера в многоквартирном доме нежелательно, например, сливать воду в унитазе, иначе вызовут полицию. Никакие гранты, закупки с европейских выставок меня не интересуют. 

Но это вовсе не категорическое пожелание кому-то другому. Есть масса людей, которым намного приятнее функционировать в уже отработанной культурной ситуации, им привычнее жить по правилам. Мне же интересно правила устанавливать, и такой местный культурный контекст, такой риск доставляет мне удовольствие. Поэтому наш бурно развивающийся процесс культурного самоосознания происходит именно сейчас. Это очень важно для Украины. Мы никогда не можем предсказать, что будет завтра. Но если мы с Сергеем Святченко разговариваем о нашей будущей выставке в Дании, в музее города Силькеборга, то уверены, что она состоится через три года, такого-то числа, в таком-то составе и все будет хорошо. Многим нравится, когда есть стабильная культурная территория, где договоры исполняются безукоризненно. В нашей же стране те мероприятия, которые мы планируем, и вообще все наши планы меняются буквально за месяц до начала: другой зал, выставка в другом составе, теряются смыслы, которые подразумевались полгода назад, и появляются совершенно новые. Это очень нервно, неудобно, но для меня привычно и нормально. Это очень важная штука в культуре.

01 00
ПОДЕЛИТЬСЯ

Можем ли мы составить абстрактный список негативных и позитивных черт современного украинского искусства – от 1990-х и до сегодняшнего дня?

Да. Позитивные – это внутренняя динамика, неимоверно интересные внутренние события. Из негативного –отсутствие экспертной среды и стабильной осознанной преемственности. Нужно понимать, что одни всегда идут вслед за другими, даже если они их ненавидят. Одна культурная эпоха сменяется другой. Если ты каждый день начинаешь с нуля, это больше всего похоже на амнезию. Самое опасное в таком состоянии – не то, что ты чего-то не помнишь, а то, что ты не можешь планировать. Планирование будущего возможно только при полном понимании прошлого. Это единственная негативная черта, которая достала нас всех. Именно поэтому у нас за 30 лет не появилось нормального и заметного музея современного искусства. В художественном материале и художниках мы никогда не испытывали недостатка: всегда были очень яркие, мощные личности, которые проходили хорошие экспертные проверки на Западе. Другое дело, что эти проверки здесь не имели большого значения. И только сейчас мы наблюдаем зарождение этого процесса.

Ко мне очень часто обращаются с просьбой рассказать, объяснить, проиллюстрировать то, что было в прошлом. Документация не сохранилась, но люди помнят и знают: они приходят и просят повторить, например, инсталляцию середины 1990-х. С одной стороны, было бы хорошо, если бы все это тогда кто-то документировал, но, с другой стороны, я понимаю, что мы были молодыми, свободными до анархизма художниками, у которых не хватало средств содержать возле себя коллектив искусствоведов. А тот все время сменяющийся бюрократический аппарат, который не является реальным отражением государства, ни разу не позаботился о том, чтобы фундаментально заниматься культурными проблемами. Плохо это или хорошо? Я не знаю. Но мне нравится, что 30 лет государство нами не интересовалось. Когда оно пыталось вмешиваться, нам было очень плохо. Вот на Западе все очень просто: если тебя признали предыдущие эксперты, то ты тоже уже эксперт. К тебе обращаются как к человеку, который может чему-то научить, помочь отобрать лучшее из лучшего. Отсутствие такой экспертной среды у нас – это пережиток Совка.

Что произошло с последним Венецианским биеннале, с проектом Арсена Савадова? Человек с заслуженной за 30 лет репутацией, с невероятными достижениями, признанный лучшими мировыми экспертами, делает потрясающий проект из чисто патриотических соображений. Но ради карьерных дел его просто подсиживают, вышвыривают и выбирают даже не самолет, а ноль. (В финал отбора на проект, который должен был представить Украину на Венецианском биеннале в этом году вышли «Падающая тень «Мрии» на сады Джардини» художников «Открытой группы» и «Голосами любви» Арсена Савадова. – Прим. редакции.) Там же ничего нет: ни тени, ни самолета, ни людей, которые говорят, – вообще ничего. «Советский» чиновничий аппарат выбирает отсутствие самолета. Если речь идет о трех или шести миллионах гривен и мы упоминаем о коррупции, то мне даже стыдно озвучивать такое иностранцам, потому что, пересчитав эту сумму в своей валюте, они начинают смеяться. Бюджет в три миллиона гривен – это настолько смешно, что даже говорить не о чем. Но тем не менее люди пошли на такой «подвиг». Проблема была в чем? Да не в мальчиках (художники «Открытой группы». – Прим. редакции), которые представили Украину, а в отсутствии экспертной среды. Это последний пункт, который должен наконец-то реализоваться в нашем обществе. Тогда и произойдет быстрый и невероятно мощный культурный скачок.

Как только общество начинает контактировать с экспертом, оно понимает, каким должен быть музей, в каком месте, на какие деньги и что там должно быть представлено.

Не кажется ли вам, что с точки зрения эволюции было очень интересно наблюдать за этой битвой двух проектов – Арсена Савадова и «Открытой группы»? Они разделили общество?

Нет. То, что произошло, – это великолепно, замечательно, прекрасно, как и любое острое, выразительное, яркое культурное явление. Чем более отрицателен опыт, тем он позитивнее. Эти вещи нужно внимательно рассмотреть, и каждый должен их попробовать. Я прекрасно понимаю мотивацию первых, вторых, третьих, но меня больше всего раздражало то, что это связано с Арсеном. Меня смешили темы этих дискуссий: мол, в действительности речь идет о самом светском, заметном и важном в профессиональном смысле событии. Когда мы делали первый проект, слово «биеннале» никто не мог даже правильно написать, люди вообще не понимали, что это такое и кому оно надо. Когда же министерский круг чиновников почувствовал, что там можно украсть денег и пропиариться, тогда на нас и начались «наезды». Бюрократические сражения были во все времена, но я думал, что в подобной степени они уже никогда не повторятся: с таким размахом, под лозунгами борьбы поколений.

А существует ли она?

На самом деле нет. Она имитируется уже очень давно, последних лет 30, когда в 1990-х появившиеся молодые художники были людьми нашего поколения, просто менее профессиональными, грубо говоря.

То, что предложила «Открытая группа», – это симулякр, которым мы занимались в 1980-е, такого рода идеи, о которых в 1990-х забыли, а сейчас снова подняли на поверхность. Это даже не поколенческое, а чисто возрастное. Опять же экспертиза: ребята, вы что, не отличаете искусство от не искусства? Вы что, совсем ничего не понимаете? Получается, что в настоящей экспертной среде необходимость появилась только сейчас. В принципе, все 1990-е нам хватало энергии быть и кураторами, и художниками, и промоутерами, и даже арт-дилерами. Сейчас все это не несет ни кайфа, ни драйва и не имеет смысла. Хочется, чтобы поскорее наступил следующий год и мне исполнились бы реальные 60 лет. Надоело бегать как мальчишка, самому решать все и сразу. Мне это не интересно. Хочется, чтобы была какая-то экспертная среда, которая занималась бы всеми вопросами.

Скоро откроется выставка в Украинском доме, и я счастлив, что ни разу там не появлялся, потому что полностью доверяю куратору Виктории Бурлаке. Она знает, что делает, зачем, с кем и как это все разместить в данной экспозиции. Если я согласился на этого куратора, значит, он меня полностью устраивает. Это уже попытка цивилизованной экспертной жизни. Как только окончательно сложится репутация людей, которые авторитетны и не авторитетны, и она будет подтверждена мировой экспертизой, делать все станет намного легче. Можно будет раздавать гранты и выбирать директоров музеев. Я видел экспертов, которые выбирали директора Национального музея, – ну извините. Это люди, которые понятия зеленого не имеют, но у них есть какой-то шкурный интерес. Это настолько смешно и гадко, что, когда моим мнением поинтересовалась пресса, я сказал одно-единственное слово – «отвратительно». А знакомая мо- лодежь вообще никак не реагирует на это. Просто выставляются в Европе и Америке, на международных форумах, совершенно обходя всю эту внутреннюю кухню. Они делают самое страшное – игнорируют. Точно так же, как и я. «Как вы реагируете на Союз художников Украины?» Да никак. Какое они имеют отношение ко мне и к моей карьере?

Если в искусстве деньги – это все-таки инструмент не только для художников, но и для дилеров или институции, то может ли существовать легальная схема, в которой государство зарабатывало бы в том числе и на своем искусстве?

Любая схема, которую мы можем с вами обсудить, будет схемой вчерашнего дня. Когда в американское искусство или кино хлынули деньги мафии, это было самое лучшее для него время. Значит, были написаны такие законы, которые сделали привлекательной эту сферу. Американская культура сейчас доминирующая.

У меня, например, вчерашняя идея, – та, которую мы с Игорем Абрамовичем пытались популяризировать: открытие государственного музея современного искусства как музея работ из частных коллекций. Это должно быть место, где встречаются государство и частный капитал, художники и будущие коллекционеры. Какая выгода лично для меня? Пока никакой. Но когда приезжают голландские кураторы или американские культурные деятели, мне некуда их направить, чтобы они могли посмотреть мои работы или работы других художников. Кроме наших мастерских, пойти некуда, а так быть не должно. Поэтому выгода для меня может быть разве что с этой точки зрения. Пока же у нас нет места, в котором можно было бы оценить, что за последние 30 лет произвела страна в области культуры.

Что касается инструментов и денег... Я, к примеру, могу открыть бутылку вина без штопора. Что такое деньги и инструменты? Это штопор. Но если его нет, я открою бутылку даже зубами.

Первое, что должно быть, единственное, что имеет смысл в жизни, – культура. Все остальное – дополнения к ней. А высшее проявление – это современное изобразительное искусство, да простят меня коллеги. Тест очень простой: спросите у любого художника современного изобразительного искусства, что он может рассказать вам о поэзии, театре, кинематографе, о музыке. И он расскажет. Но спросите у любого музыканта, писателя, поэта или модного дизайнера, что он может рассказать вам о современном искусстве. Девять из десяти скажут: «Да я в этом не разбираюсь!» И кто у нас начальник? Итальянский неореализм в кино появился после итальянской неореалистической живописи.

01 00
ПОДЕЛИТЬСЯ

В контексте нашего разговора об экспертах: Александру Ройтбурду позволили возглавить музей в Одессе – может быть, в этом есть какая-то рациональность?

Нет, это эксперимент. Это как смешать бульдога с носорогом.

Но он же не стал от этого менеджером?

Да, Саша Ройтбурд ищет черту посередине и всегда успешно ее находит. Как эксперимент это интересно: действительно ли бульдог с носорогом может дать хорошее потомство? И я надеюсь, он даст.

У вас не было желания самому возглавить этот процесс?

Чиновником, бюрократом – нет, никогда. Когда что-то такое предлагали, в течение первой минуты я размышлял, а на второй начинал смеяться. Кто же тогда будет рисовать, ваять и фотографировать? Вот в чем трагизм. И потом, я очень самокритичный и адекватный человек. Меня всегда забавлял анекдот: «А ти на скрипці вмієш грати? – Не знаю, бо не пробував». Я-то точно знаю, что я на скрипке играть не умею, несмотря на то, что не пробовал. Именно поэтому знаю, что не умею. Именно поэтому я считаю, что каждый должен заниматься своими делами. В любом деле очень важен талант. Я не люблю заниматься торговлей своим искусством не потому, что мне это неприятно, а потому, что у меня нет к этому таланта.

Все те, кто часто слышал от меня навязчивую идею об экспертах, уверены, что я хочу возглавлять комиссию по Венецианскому биеннале. Да никогда в жизни! Я вообще не хочу знать, на какой улице находится министерство культуры, если оно там еще есть. Я могу назвать несколько людей, которые способны и хотят. Моя экспертиза должна быть однократной – чтобы я пришел и сказал: «Возьмите вот этих искусствоведов и критиков,
и они вам скажут, что сделать, потому что точно знают. А я нет. Я художник. Моя функция примитивная, простая: я должен делать искусство».

Все это выглядит как некая критика – интересная и острая, но довольно негативная. На самом деле то, о чем мы говорим, невероятно позитивно уже хотя бы потому, что мы это обсуждаем. Не думаю, что мы могли бы так же горячо и с таким же рвением препарировать культурную политику какой-нибудь небольшой благополучной европейской страны, ведь там уже давно все состоялось. На то, что мы с вами поговорим о культурной политике Министерства культуры Франции, самому Министерству культуры Франции абсолютно наплевать. А вот на наши рассуждения о том, куда надо двинуть культурную политику Украины, кто-то точно обратит внимание.

Вы уже встречались с новым министром культуры Владимиром Бородянским?

Даже трудно представить, по какому поводу мы могли бы встретиться. Мы живем в параллельных реальностях. Мне не очень понятна функция министра культуры, но зато понятна моя функция – так же, как она понятна каталогам аукционных домов Sotheby’s и Phillips и другим мировым экспертам. Мне не понятно, кто начальник между мной и министром. Это единственное, что должно быть присуще человеку, который занялся культурой в нашей стране: если ты занялся – ты и начальник! Если ты занялся культурой и бегаешь в поиске своего начальника – это Советский Союз. У нас начальников нет. Ты можешь 300 лет изображать из себя крепостного, но помещика все равно не найдешь. А в России, например, наоборот: ты можешь сколько угодно изображать из себя свободного человека, но вольную тебе никто не даст.

Кто, по-вашему мнению, обязательно должен быть участником этих новых государственных диалогов о современном искусстве?

Чтобы никого не обидеть, я предупреждаю: могу кого-то забыть. Сейчас моей выставкой занимается Виктория Бурлака. Она очень толковый куратор и человек с хорошей репутацией. У нас с Сережей Святченко недавно сорвалась выставка, потому что не хватило денег. Ее куратором должен был быть Валерий Сахарук – интеллектуал с серьезной репутацией, который делал лучшие проекты в нашей стране. Если надо поговорить про арт-рынок, можно позвать Игоря Абрамовича. Все эти стопки каталогов биеннале, международных аукционов и ярмарок, в каждом из которых есть моя работа, – дело рук Игоря.

Как только планируется историческая фундаментальная выставка об украинском искусстве, не обойтись без Саши Соловьева. Этот человек стоял у истоков еще в 1980-х. Он даже когда-то принимал меня в молодую секцию Союза художников.

Если нужно создать какое-то государственное учреждение, в котором бурлила бы художественная жизнь, – это, конечно, Наталия Заболотная. Не потому, что я ее фанат. Я много раз не участвовал в ярмарках, которые она инициировала: мне что-то не нравилось, у меня всегда к ней была масса претензий. Но если она приходит в учреждение, туда выстраивается огромная очередь, а потом разворачиваются крупные международные события. Когда она уходит, там мухи на лету начинают дохнуть.

А за какими молодыми художниками вы следите и в ком чувствуете преемственность?

Молодых – в смысле моложе? Я знаю пару художников, которым слегка за 20, но говорить о людях на старте вредно и неэтично. Однако если мы говорим о представителях младшего поколения художников – тех, которые шли сразу за нами и уже состоялись, то уверенность в преемственности мне внушают Илья Исупов, Алексей Сай, Стас Волязловский – несчастное поколение сорокалетних, которые выросли в самый тяжелый исторический период. За ними идут тридцатилетние: Жанна Кадырова, Роман Минин, Степан Рябченко, героический Юрий Пикуль и много других.

Как вы можете охарактеризовать сегодняшний день совре- менного украинского искусства?

Ничего не ясно. Это такой же день, каким он был в украинской культуре в 1990 году: вектор развития понятен – впереди цивилизация, мировой арт-рынок и мировая конкуренция. Но кто будут эти люди, которые станут впереди колонны, неизвестно. На примере своего поколения я могу сказать, что в конце 1980-х все связывали будущее совсем не с теми именами, которые мы знаем сегодня. Но тогда сломалась эпоха – точно так же, как она ломается и сегодня.

 

Читайте также: История джентльмена в котелке Рене Магритта

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).