До 3 мая онлайн проходит международный фестиваль о правах человека Docudays UA. Присоединяйтесь, чтобы смотреть только лучшее. Чтобы было ценнее и понятнее, предлагаем слегка окунуться в теорию.
Мир современного искусства напрочь стер жанровые границы. В тренде синкретизм, самые невероятные сочетания. Но такой подход был бы невозможен, если бы когда-то не выкристаллизовались конкретные теоретические знания. Поэтому мы решили вспомнить жанры документального кино, чтобы зрителям Docudays UA было еще интереснее смотреть и пропускать через себя фильмы.
Киноэссе
Этому жанру Docudays UA уделили особое внимание. В рамках фестиваля вы найдете программу “Извините. Изображение отсутствует”, каждый фильм которой представляет документальное эссе – рассказы от первого лица, истории, преподнесенные с тонкостью авторского восприятия и, что главное, без отказа от присутствия того, кто создал фильм.
О взрослении, путешествиях, важных событиях жизни – киноэссе и дневники во многом синхронизируются с литературным воплощением этого жанра. С разной динамикой и тематикой, персонажами или их минимумом, они являются, прежде всего, пристальными наблюдениями.
Чтобы исследовать жанр, посмотрите “Воспоминания о путешествии в Ливу” Йонаса Мекаса или “Приветствую тебя, Сараево” Жан-Люка Годара, из украинской программы – “Дневник невесты Христа”.
Хроника
Историческое описание событий в хронологическом порядке. То есть то, чем являлся кинематограф в начале своего существования. Зафиксировать, задокументировать, чтобы потом передать зрителю.
Современные хроники позволяют себе жанровые отклонения, пережевывая повествование с элементами киноэссе или портрета. Но одно является неизменным: в центре таких фильмов остаются события (исторические или заурядные). Например, война на востоке Украины, как в фильме Ирины Цилык “Земля голубая, будто апельсин”, или история Варшавского зоопарка и его директора, спасавшего евреев во время Второй мировой войны, как в ленте “О зверях и людях” Лукаша Чайки.
Портрет
Суть жанра передает его название. Изображение или описание какого-либо человека или группы людей – портрет в документалистике сосредотачивается зачастую на обычных людях, раскрывая разные стороны их жизни, либо просто ставит зрителя перед фактом – мир разнообразен, в нем есть место каждому.
В программе Docudays UA есть достаточно кинопортретов, чтобы полюбить этот жанр. Например, “Я часто думаю о Гавайях” Элфи Микеш или “Лень” Шанталь Акерман.
Мокьюментари
Жанр, сочетающий в себе черты документального и художественного кино. Мокьюментари – постановочная лента, которая отрицает свою художественность и максимально имитирует документалистику. Жанр возник относительно недавно как образец контекстуальных игр постмодернизма. Стилизация под документальный фильм может содержать врезки из исторических хроник, интервью и так далее. Мокьюментари популярен не только в киносреде, им часто пользуются современные художники, предпочитающие высказываться с помощью медиаарта.
Докуфикшен
Еще один гибридный жанр. Докуфикшен берет за основу реальные события, но рассказывает о них методами художественного кинематографа. К нему часто прибегали режиссеры-неореалисты. Пожалуй, самым ярким представителем жанра в программе фестиваля можно назвать фильм “Железные бабочки” Романа Любого. Режиссер рассказывает трагическую историю крушения “Боинга” рейса MH17, произошедшую на востоке Украины, с помощью документальных и постановочных кадров, а также перформанса, видеоарта.
Читайте также: 10 фильмов, которые нужно посмотреть на фестивале документального кино Docudays UA