Имя Далтона Трамбо не всем покажется знакомым, но фильмы «Римские каникулы» и «Спартак» вспомнит каждый. Сценарии к этим легендарным картинам написал Трамбо – человек, который получил два «Оскара», но никогда не имел возможности подняться за золотой статуэткой на сцену. Личность американского сценариста долгое время оставалась в тени. Почему же Далтон Трамбо стал оскароносным инкогнито?
Ранние годы
Далтон Трамбо родился в округе Монтроуз, штат Колорадо, в 1905 году. Его отцом был эмигрант из Швейцарии по имени Якоб Трамбо, который поселился в колонии Вирджиния в 1736 году. Еще в школе Далтон Трамбо сделал первые шаги к писательству: он работал в местной газете репортером и освещал деятельность различных гражданских организаций.
После окончания школы Далтон поступил в Университет Колорадо, где проучил- ся два года, в течение которых продолжал заниматься журналистской деятельностью в журнале Boulder Daily. Потом Трамбо решил попробовать свои силы в Университете Южной Калифорнии: чтобы продолжить образование, будущему сценаристу и писателю приходилось работать в пекарне в ночную смену. В этот же период Трамбо написал 88 рассказов и шесть романов, которые получили отказ в публикации.
Начало карьеры
В начале 1930-х годов Трамбо наконецто стали издавать: несколько его статей и рассказов были опубликованы в известных журналах: McCall’s, Vanity Fair и e Hollywood Spectator.
Первым напечатанным романом Трамбо стал Eclipse («Затмение»), который был выпущен во время Великой депрессии. Книга была написана в жанре соцреализма и рассказывала о жизни людей в небольшом городке штата Колорадо.
В 1934 году кинокомпания Warner Bros. предложила Трамбо место редактора – его работа заключалась в том, чтобы читать романы, пьесы и решать, стоит ли их экранизировать. Потом его перевели на должность сценариста фильмов категории B. А в 1936 году имя Трамбо впервые попало в титры – в картине «Дорожная банда».
В это же время он встретил свою будущую супругу Клео Финчер, старше которой был на 11 лет. Трамбо долго добивался расположения своей будущей жены: у Клео в то время был молодой поклонник, к которому она питала большую симпатию. Но Трамбо не сдавался и нанял детектива, который собрал свидетельства неверности соперника. Это сработало. Спустя два года у семьи Трамбо родилась дочь Никола, затем – сын Кристофер и еще одна дочь – Митци.
В 1937 году, работая в кино, Трамбо продолжал писать прозу. Так, его антивоенный роман «Джонни взял ружье» получил одну из первых национальных книжных наград – как самая оригинальная книга 1939 года. Роман был вдохновлен статьей, которую Трамбо прочитал несколькими годами ранее: в ней шла речь о визите в больницу принца Уэльского к канадскому солдату, который потерял все свои конечности в Первой мировой войне.
В начале 1940-х годов Далтон Трамбо стал одним из самых высокооплачиваемых сценаристов Голливуда – его годовой оклад составлял около $80 тыс.
Политические убеждения
Во время президентства Гарри Трумэна холодная война начала набирать стремительные обороты, и коммунизм, который в начале 40-х приобрел популярность в США, стал причиной осуждения со стороны государства и общества. Трамбо был сторонником левых взглядов – и в 1943 году официально вступил в Коммунистическую партию США.
Разумеется, открытая симпатия к «красным» и антивоенная позиция Трамбо не могли остаться незамеченными. Так, в 1947 году вместе с девятью другими голливудскими режиссерами и сценаристами Далтон Трамбо предстал перед судом: его попросили назвать Конгрессу имена людей, состоявших в Коммунистической партии. Он отказался свидетельствовать. В результате Трамбо осудили на 11 месяцев лишения свободы и внесли в «черный список».
Помимо него, в так называемом черном списке «красного» Голливуда оказались: Сэм Орнитц, Лестер Коул, Ринг Ларднер – младший и Джон Говард Лоусон, писатели Альва Бесси и Альберт Мальц, продюсер Адриан Скотт, режиссеры Герберт Биберман и Эдвард Дмитрык.
Жизнь в Мексике
После выхода на свободу Трамбо был вынужден переехать со своей семьей в Мексику. Но благодаря друзьям в киноиндустрии, которые не отреклись от него, Далтон продолжал адаптировать и писать сценарии для Голливуда. Чтобы Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности ничего не заподозрила, Трамбо использовал для каждой работы, написанной его рукой, псевдоним.
Так, со стаканом виски и сигаретой в зубах Трамбо писал свои сценарии, лежа в ванной: работая таким образом, он не перегружал поясницу, что помогало ему писать еще больше и быстрее.