Культура – это драйвер развития экономики. Нельзя надеяться на успешный выход из кризиса, не инвестируя в гуманитарную сферу. Для тех, кто решил повлиять на развитие культуры и стать ее частью, создан Украинский Клуб Коллекционеров Современного Искусства.
L'Officiel Hommes продолжает цикл материалов, посвященных украинским меценатам – тем, кто уже вошел в историю и тем, кто популяризирует искусство в современной Украине.
Кто такой коллекционер и какова его роль в развитии искусства сегодня – рассказывает Вадим Мороховский.
О детстве и первом интересе к искусству
Достойные коллекции создаются людьми, которые не ориентируются на цены, а опираются на свои знания. Книги – беспроигрышный вариант. Благо, с самого детства мне привили любовь к чтению. Это было не сложно, так как в доме прекрасная библиотека.
Где-то в лет 14 я создал клуб знатоков и организовывал игру «Что? Где? Когда?» в Одессе. Стал коллекционером хороших вопросов. Очевидно, что правильная постановка вопросов способна стимулировать более глубокие интересные беседы и дискурсы. Я ценю это в людях.
Этой чертой точно обладает мой хороший друг, меценат, участник Клуба Коллекционеров – Андрей Адамовский. Лет 15 назад он сказал одну фразу, которая полностью изменила мой подход ведения коллекции: «В коллекционировании не должно быть хаоса. И должна быть цель от сердца». Я понял, что открыть галерею – мало. Мы решили создать Музей Современного Искусства Одессы. На тот момент это было действительно смелым шагом, учитывая, что все происходило во время кризиса 2007-2008 годов. Понимая, как много работ одесских художников осели по частным коллекциям и их не могла увидеть широкая аудитория, из-за чего о некоторых авторах начинали забывать, назрела необходимость собрать их вместе и для начала объединить несколько коллекций. Логичным образом мы выбрали период с нонконформистов 60-х и до сегодняшнего дня. Первой и основной стала коллекция Михаила Кнобеля.
Мы мечтали о небольшом помещении, сейчас это прекрасный особняк, который включает несколько выставочных залов, оборудованных по всем требованиям музейных технологий. За прошедший год был открыт инклюзивный выставочный зал и площадка для молодых художников и кураторов Muzeon Experimental Centre.
10 апреля МСИО исполнилось 12 лет. За эти годы музей стал институцией-проводником: два года резиденций художников от British Council, совместные проекты с Goethe Institut, «Альянс Франсез», Институтом Адама Мицкевича, проведено пять биеннале современного искусства. Я горжусь результатами работы команды, искренне радуюсь успеху.