Маргарет Этвуд о новой книге "Заветы", изменениях климата и гендерном равенстве

Интервью
11.08.2020
ТЕКСТ: Наталья Васюра
ПОДЕЛИТЬСЯ
Эксклюзивное интервью L’Officiel-Украина
ПОДЕЛИТЬСЯ

Спустя 34 года после издания романа "Рассказ служанки" канадская писательница Маргарет Этвуд выпустила продолжение – книгу "Заветы". Сиквел моментально стал мировым бестселлером и был отмечен престижной Букеровской премией. Накануне выхода украинского перевода "Заветов" Маргарет Этвуд дала эксклюзивное интервью L’Officiel-Украина.

 

Маргарет, с помощью романа "Рассказ служанки" вы показали, что ни одна тоталитарная система не может быть вечной. А мы, украинцы, живущие в постсоветское время, знаем это, как никто другой. Но, по вашему мнению, можно ли защититься от тотального государственного, религиозного или цифрового контроля и какими должны быть инструменты такой защиты?

Возможность усиления полного контроля увеличивается в эру цифровой инфор­мации, программного обеспечения для распознавания лиц и существования разве­дывательных дронов, миниатюрных, словно пчелы. Как только тотальный контроль государства будет установлен, свергнуть его будет намного сложнее, если не учиты­вать природные или спровоцированные человеком катастрофы, которые приведут к хаосу. Но первая линия защиты – это свободная пресса. Второй линией должны быть прозрачные, честные выборы и реши­мость избирателей не допускать коррупции. Третьей – судебная система, которая не должна превращаться в инструмент прави­тельства. Мы живем в опасные времена...

 

В новом романе вы даете читателям возможность узнать историю распада тоталитарной республики Галаад не от имени Фредовой, главной героини "Рассказа служанки", а из уст других героев, среди которых есть тетка Лидия, очень интересный и непростой персонаж, охраняющая и контролирующая каждый шаг служанок. Работая над книгой и над этим образом, вы нашли ответ, почему люди настолько одержимы властью и желанием контролировать других?

На этот вопрос есть много ответов. Но если мы вспомним тоталитарный уклад, то нужно осознавать, что в таком госу­дарстве вы либо идете на уступки, либо мертвы, либо находитесь в тюрьме. Выбор невелик, поэтому чаще всего для человека намного безопаснее быть среди обвини­телей, нежели стать одним из обвиняемых. А если мы берем нашу привычную реаль­ность, то практически каждый человек, будучи ребенком и учась в школе, на соб­ственном опыте узнает жажду власти или страх, когда властью обладают другие. Вспомните детей-хулиганов, они всегда управляют с помощью силы и запуги­вания, от которых другим детям вовсе не радостно жить.

Я знаю, вы давно хотели вернуться к истории Галаада, чтобы показать, как пал режим этой республики. Но правда ли то, что игра актрисы Энн Дауд, исполнившей роль тетки Лидии в сериале, частично вдохновила вас на то, чтобы написать "Заветы", в том числе и от ее имени? 

Кадр из сериала "Рассказ служанки"

 

Я уже писала продолжение от ее имени к тому времени, как увидела Энн Дауд в первом сезоне сериала. Ее игра настолько многогранна и сложна, что я была счастлива, когда она стала голосом своей героини и озвучила тетку Лидию для аудиоверсии "Заветов" на английском языке. Также Энн приезжала в Лондон на презентацию книги, которая проходила в Национальном театре, и читала публике первую главу. К тому же она настолько замечательный человек в реальной жизни! Мне кажется, в ее случае это и есть то, что называется "настоящая актерская игра".

Вы были одной из первых писательниц, кто начал довольно серьезно говорить об изменениях климата. А вы верите, что человечество способно очнуться и начать думать стратегически, чтобы исправить ситуацию?

Хотя это правда и я действительно одной из первых начала использовать измене­ния на планете в качестве основы для своих романов, но я далеко не первой подняла эту тему! Биологи говорили об этом в разных форматах начиная с сере­дины 1950-х – знаменитая "Безмолвная весна" биолога Рэйчел Карлсон появилась в 1962 году (посвященная негативному влиянию пестицидов на окружающую среду. – Прим. ред.), а Римский клуб опу­бликовал свой доклад "Пределы роста" в 1972 году. Дэвид Аттенборо и Дэвид Сузуки создали телепрограммы о проблемах, с которыми сталкивается планета, а первые защитники природы начинали свою актив­ность еще с основания клуба "Сьерра" в 1892 году. Роль пандемий в человеческой истории также была хорошо известна – вспомните, например, книгу "Крысы, вши и история", которую в 1935 году опубликовал Ханс Цинссер (американский профессор, бактериолог, врач-инфекционист и раз­работчик вакцины от тифа. – Прим. ред.), и "Ружья, микробы и сталь" Джареда Дай­монда (американский биолог, в 1998 году получивший за эту работу Пулитцеровскую премию. – Прим. ред.). Фенимор Купер предупреждал об исчезновении некоторых биологических видов из-за чрезмерного использования ресурсов в своем первом романе "Пионеры". Я думаю, разница сейчас состоит в том, что люди перестали говорить: "Это повлияет на ваших внуков" или даже "Это повлияет на ваших детей". Это повлияет на вас. Это уже влияет на вас. Если исчезнут океаны – исчезнем и мы, ведь 60-80% нашего кислорода посту­пает оттуда. Это простая концепция, и кис­лородные источники не волнует, верите вы в них или нет.

Да, у меня есть надежда. Например, молодые люди, объединившиеся в дви­жение Extinction Rebellion (основано в 2018 году в Лондоне, методами нена­сильственной борьбы выступает против климатических изменений. – Прим. ред.), понимают траекторию, по которой следует идти. Многие организации усердно рабо­тают, стараясь обеспечить жизнедеятель­ность планеты. Другая короткая часть этой истории такова: вы не можете есть или пить деньги. Если планета перестанет быть жиз­неспособной, здесь не будет места ника­кому бизнесу. И это больше не вопрос того, верим мы в это или нет. Это простые факты.

Современное женское движение и то, что женщины начали активнее защищать свои права, в корне изменило нарратив современной культуры. Верите ли вы, что женщины смогут консолидироваться и впредь не утратят своих позиций?

Основа, на которую опираются права, доставшиеся в тяжелой борьбе, крайне тонка. Права женщин в том виде, в котором они существуют сегодня (во многих странах они близки или далеки от этого), не очень стары как для нашей современной эры. И тоталитарные системы, и те, которые основываются на коррупции, всегда будут пытаться откатить назад историю с правами женщин. Но если мы обра­тимся к далекому прошлому, временам охотников и собирателей, то поймем, что женщины тогда обладали более сильными ролями и были более равными. Некогда Украина была домом для скифов, кочевни­ков, у которых были женщины- воины – в брюках, с луками и стрелами, на лошадях и с татуировками. Они могли быть вдохновением для амазонок, которых боялись и уважали древние греки. Поэтому неправда и никогда не могло быть правдой то, что женщины всегда и везде оставались домашними мышками (улыбается).

Ваши поклонники также с нетерпением ждут выхода нового поэтического сборника Dearly. Что послужило вдохновением для написания этой поэзии и в какой период она была создана?

Я всегда пишу стихи. Пишу от руки, и когда у меня собирается достаточное количество стихов, превращаю их в книгу. Но сначала мне всегда нужно напеча­тать их, потому что у меня достаточно скверный почерк. Иногда я сама не могу расшифровать свои записи. Стихи для этого сборника были написаны до начала осени 2019 года, а саму книгу стоит ждать в ноя­бре 2020 года

Читайте также: "Рассказ служанки": О писательнице Маргарет Этвуд выпустят документальный фильм

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).