C 27 февраля в PinchukArtCentre открылись сразу три экспозиции, которые будут проходить параллельно на разных этажах арт-центра. Чтобы понять современное искусство, нужно вникнуть в концепт и попробовать разобраться в том, что стоит за той или иной формой выражения художников. Мы расскажем о 8 экспонатах, которые помогут раскрыть потенциал выставок.
В зале стоит "говорящая кастрюля" — чьи это голоса?
Выставка: "Вспомнить день прошедший"
Работа: “Единства" Анны Звягинцевой
Инсталляция Анны Звягинцевой состоит из двух элементов: звуков уличных протестов, которые художница записывает с 2012 года, и кастрюли, из которой они исходят.
Кастрюля, что полнится звуками протестов, как черный ящик, становится собирательным образом украинского общества, со всеми его сложностями и противоречиями. Стереотипно воспринимаемый элементом кухонного, то есть "женского", пространства, образ противопоставляется художницей пространству публичному и символизирует ситуацию буквального социального "закипания". Его вызывают дискриминация, ксенофобия, взаимные предубеждения социальных групп, шовинизм, действия праворадикальных объединений.
Художница воспроизводит ощущение опасности, возникающее в замкнутом пространстве. Шум толпы, уличных и медийных баталий стал частью нашей повседневной жизни.
Под стеклом лежит рисунок с подводной лодкой и азбукой Морзе. Зачем?
Выставка: “Хвостохранилище”
Работа: “Дневник заместителя руководителя металлургического комбината «Криворожсталь»”
Дуэт из Харькова Даниил Ревковский и Андрей Рачинский в своей практике обращается к острым социальным темам и проблематике ответственности человека перед природными ресурсами, определяя географию своих исследований индустриальными регионами Украины. В этот раз их работа приобрела форму Музея человеческой цивилизации, созданного в будущем, после ее исчезновения.
Экспонаты музея относятся к разным периодам истории. Артефакт из бумаги соответствует 1937-44 годам. Это дневник заместителя руководителя металлургическо-обогатительного комбината «Криворожсталь», который по невыясненным причинам прятался с семьей в месте будущего хвостохранилища. В дневнике содержится архив звуков, которые хозяин тайника тщательно документировал. Также он вел запись сообщений, которые отправлял наружу с помощью азбуки Морзе.
Почему все стены белые, а отдельная комната выкрашена в синий?
Выставка: “Хвостохранилище”
Работа: “Макет станции для добычи питьевой воды”
Завершает экспозицию Музея человеческой цивилизации макет станции для добычи питьевой воды. Станция — самый молодой артефакт из найденных во время археологических экспедиций в будущем. Он использовался людьми, поселившимися в регионе (современный Кривой Рог) после катастрофы. С помощью этого сооружения люди добывали воду из-под хвостохранилища и слоев почвы. Это последний объект человеческой цивилизации. Люди могли существовать, пока у них была питьевая вода. Потому последний зал экспозиции выкрашен в голубой цвет.
Откуда взялась расплавленная чашка?
Выставка: “Камень бьет камень” Никиты Кадана
Работа: “Победа”
Расплавленная чашка в экспозиции выставки “Камень бьет камень” является частью инсталляции “Победа”. Чашка расположена на реконструкции модели “Памятника трем революциям: 1825, 1905, и 1917 гг.” харьковского художника-авангардиста Василия Ермилова. В отличие от оригинальной работы Ермилова, постамент Кадана обесцвечен. Он полностью покрыт белой краской, что создает ощущение стерильности. Он как бы очищен от конкретики реального мира и воплощает в себе чистую утопическую идею революции. В противовес ему чашка — реальный артефакт войны на востоке Украины, найденный Никитой в одном из разрушенных домов прифронтового Донбасса, пострадавших при артиллерийских обстрелах. Трагическая образность чашки, обуглившейся в огне войны, контрастирует с непорочной идеальностью революционной утопии, воплощаемой постаментом. Это противопоставление напоминает нам о том, что обратной стороной утопии нередко является вполне реальное и осязаемое насилие.
Что означает черная птица на плакате "Донбасс"
Выставка: “Камень бьет камень”
Работа: “Уголь Донбасса (Ермилов — Брак)”
Рисунок "Уголь Донбасса (Василий Ермилов — Жорж Брак)" Никиты Кадана является своеобразным монтажом двух произведений искусства модернизма: плаката художника Василия Ермилова “Потухшие паровозы, стоящие фабрики ждут уголь Донбасса” (1920) и работы “Птица в листве” (1961) одного из основателей кубизма — Жоржа Брака. Черная птица является одним из лейтмотивов в работах Брака. В процитированном произведении черный силуэт птицы изображен на фоне газетных листов того времени, будто тень, парящая над современностью. Вероятно, черная птица Брака является его пессимистичной репликой в ответ на “Голубя мира” Пабло Пикассо (1949). Мир, обретенный после войны, отнюдь не является безоблачным, но полнится своими проблемами и страхами, тенью новых или нерешенных старых конфликтов и в то же время надеждами. В своем высказывании Никита Кадан соединяет два произведения, связанные как с переломными моментами истории, так и с контекстом современности. Сквозь призму опыта войны на Донбассе образы истории обретают дополнительный смысл. В то же время история, как черная птица Брака, отбрасывает свою тень на события, происходящие здесь и сейчас, и на наше понимание этих событий.
В одном из залов ничего нет, кроме звуков из динамиков. Что это означает?
Выставка: “Камень бьет камень”
Работа: “Обитатели Колизея”
Во втором зале выставки “Камень бьет камень” зрителя приглашают не смотреть искусство, а слушать его: пустой проходной зал наполняют звуки непонятного происхождения. Это звуковая скульптура “Жители Колизея”, которую Никита Кадан создал в немецком городе Регенсбург. Произведение состоит из аудиозаписи, а также видео- и фотодокументации перформанса 2018 года. В этой работе художник обращается к трагической истории города.
В 1945 году здание театра “Колизей” в Регенсбурге превратили в филиал концлагеря Флоссенбюрг, где разместили несколько сотен заключенных евреев, работавших над восстановлением разрушенного железнодорожного соединения. Путь заключенных к ж.-д.-станции пролегал через средневековый каменный мост, дважды в день осужденные шли через него, шагами создавая характерный гул. В своем перформансе Никита Кадан предложил современным жителям городка пройтись по каменной мостовой в таких же деревянных башмаках, что носили заключенные. Этот леденящий душу звук передает жуткое состояние обреченности и насилия, произошедших в Регенсбурге. Историю городка и документацию перформанса художник представил в витрине завершающего зала своей выставки.
На полу лежит металлическая оконная решетка
Выставка: “Камень бьет камень”
Работа: “Победа над солнцем”
Металлическая решетка на полу — это реди-мейд и работа Никиты Кадана “Победа над солнцем”. Эта широко распространенная в бывшем советском пространстве оконная решетка с изображением восходящего солнца — символ лучезарного будущего советского строя. Размещавшаяся на окнах детсадов, больниц, общественных зданий, решетка выполняла охранно-репрессивную функцию, карикатурно резонирующую с образом солнца.
Название работы позаимствовано художником в известной авангардной опере “Победа над солнцем”, к созданию и постановке которой имели отношение литераторы и художники авангарда начала советской эпохи: Алексей Крученых, Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Эль Лисицкий и другие.
Примечательно, что опера создавалась как революционная ода, но в позднесоветском искусстве образ солнца-решетки воплощал уже совсем иные настроения — тоску и ограниченность. В экспозиции выставки Кадана решетка будто вырвана из стены, изогнута и покрыта ржавчиной, будто прямо сейчас происходит процесс переосмысления наследия авангарда и выход из дряхлеющей, как старый дом, советской матрицы.
Почему в зале арт-центра стоят строительные леса — разве идет ремонт?
Выставка: "Вспомнить день прошедший"
Идея выставки заключается в переосмыслении работ украинских художников, созданных в период с конца 1980-х до начала 2000-х, с помощью выстраивания диалога с новыми произведениями. Работы посвящены острым моментам украинской истории. Со временем восприятие работ изменилось, но нет уверенности, что оно окончательное. По этой причине основным мотивом экспозиционного дизайна стали строительные леса как образ временного музея, перманентно достраивающегося и перестраивающегося восприятия. Дизайнером экспозиции выставки “Вспомнить день прошедший” выступила Дана Космина.