Гленн Клоуз – обладательница таких наград, как "Золотой глобус", "Тони", "Независимый дух" и премии Гильдии киноактеров. Актриса 7 раз фигурировала в номинации на "Оскар". Мы вспоминаем фильм, который принес ей одну из номинаций и на многие годы остался в сердцах поклонников актрисы как образец невероятно талантливой игры Гленн.
Речь идет о картине "Таинственный Альберт Ноббс", снятой по мотивам романа Джорджа Мура "Альберт Ноббс". Гленн неоднократно исполняла роль главного героя на сцене театра, в постановке по пьесе Симоны Бенмусса, и так полюбила эту историю и самого героя, что всем сердцем захотела создать еще и фильм. Актриса выступила одним из сценаристов, а режиссером стал Родриго Гарсия.
Вспомнить об этом фильме стоит не только на волне популярности костюмированных исторических драм, гендерной повестки дня и новой волны феминизма. Пронзительная и бесконечно теплая история рассказывает скорее о человеческих отношениях, любви и чистой внутренней доброте, которая выходит за рамки отношений "мужчина — женщина".
Альберт Ноббс работает официантом в частном отеле, и все знают его как исключительно вежливого, тихого и полного достоинства человека. Уважают его как гости отеля, так и весь персонал без исключения. Сам он уже несколько лет копит деньги на свою мечту — табачную лавку и даже присмотрел подходящий уголок на одной из шумных городских улиц. Однако Альберт смертельно боится, что однажды кто-нибудь узнает о том, что он женщина. Женщина, выросшая без родителей, пережившая жестокое насилие в юности со стороны мужчин и оставшаяся на обочине судьбы. Шансом на спасение стало притворство.
Отправившись в образе мужчины на службу в дом, где требовались официанты, она нашла свой путь и с тех пор работала в лучших ресторанах и отелях Англии, пользуясь доверием и уважением, которые ей вряд ли удалось бы заполучить так же легко и без страха за себя, оставаясь женщиной конца 19 века.
Тихий мир Альберта переворачивается с ног на голову, когда он встречает мистера Пейджа. За его роль номинации на "Оскар" удостоилась актриса Джанет Мактир. Пейдж также пережила сложную историю, в которой нашла в себе смелость уйти от буйного пьяницы-мужа, прихватив с собой его рабочую одежду и перевоплотившись в талантливого маляра. Так, мистер Пейдж и приходит в отель, где работает Ноббс, — в грубой затертой куртке, вельветовом комбинезоне и... с блохами. Хозяйка отеля селит Пейджа на ночь в комнату к Альберту — и разгоревшаяся там сцена заставляет смеяться и искренне переживать о герое.
Блоха из карманов мистера Пейджа, сопящего на второй половине кровати Ноббса, запрыгивает на него — и тот вскакивает, порывисто снимая с себя одежду и пытаясь стряхнуть вредителя. Тут-то Пейдж просыпается и замечает, что под опрятным и скромным костюмом, под мужской сорочкой Ноббса находится тугой корсет, стягивающий женскую грудь. С этого момента их отношения становятся накрепко дружескими и по-человечески солидарными. И здесь восхищает то, с какой деликатностью и реалистичностью режиссер и актрисы раскрывают историю, полную неловкостей, чуткости, бытовых нелепостей и взаимного уважения.
Мистер Пейдж рассказывает Альберту свою историю, и становится очевидно, что ему удалось жениться на чудесной женщине, полюбившей его всем сердцем, зная о его тайне. Мысль о женитьбе, уютной лавке, в которой жена работала бы за прилавком и пила чай в залитой светом гостиной, с часами на каминной полке, этажом выше, пленила Альберта, и он во что бы то ни стало решил найти своего человека. Зов сердца и иллюзия мечты заставили его обратить внимание на очаровательную девушку Хелен, работающую вместе с ним в отеле. Однако Хелен влюблена и беременна. А жених её ведет себя всё хуже. Альберт не жалеет своих сбережений, покупая для Хелен изысканный шоколад, чулки, туфли и шляпки с лазурными бархатными лентами, которые так контрастируют с простыми холщовыми платьями неприметного цвета. Он всецело готов заботиться о девушке и выстроить крепкое уверенное будущее. И, когда кажется, что мечта Альберта вот-вот готова стать реальностью, в стенах отеля разражается трагический скандал.
Этот фильм, который скорее похож на художественную постановку с блестящими актерами, заставляет искренне переживать о героях, и сдерживать накатывающие слезы, и в то же время от всей души смеяться, позабыв о том, что это драма. Гленн Клоуз и Джанет Мактир настолько точно перевоплощаются в мужчин, что, когда надевают женские платья и старомодные капоры, отправляясь на прогулку, выглядят как переодетые мужчины, дополняя это фантастически тонкой комичной мимикой. И главная магия этой картины заключается в том, что вовсе не остроумные шутки заставят вас смеяться, а в самых пронзительных и печальных сценах вовсе нет показательной надрывной драмы. Всё происходит в мягких и естественных микромоментах, мимике, оттенках и интонациях. И оторваться от этой истории не получится до самого конца.
Читайте также: Что посмотреть вечером: "Далласский клуб покупателей"