В 1951 году британские режиссеры Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер сняли фильм-мюзикл по мотивам неоконченной оперы Жака Оффенбаха. Произведение было создано на основе сказок Эрнста Теодора Амадея Гофмана и называлось соответственно — "Сказки Гофмана".
Художник и дизайнер Хайн Хекрот создал удивительные образы для персонажей фильма — разные и в то же время органически выстроенные в единую повествовательную композицию. За свою работу Хекрот получил "Оскар". Костюмы его вмещали и моду тех лет, и авангардную танцевальную эстетику, пришедшую из мюзик-холлов и театра. Несмотря на хрестоматийность, образы из "Сказок Гофмана" несложно вписать и в сегодняшний день.
Как и опера, фильм показывает зрителю молодого Гофмана, который рассказывает своим друзьям и студентам в таверне истории о трёх своих возлюбленных: механической кукле-автоматоне Олимпии, венецианской куртизанке Джульетте и греческой красавице Антонии. Каждая из героинь определенным образом символизирует Стеллу — приму- балерину, в которую он сам влюблён.
Облегающий танцевальный наряд Джульетты, с позолоченными цепями и амулетами на бёдрах, легко узнать в осенних коллекциях Saint Laurent и Chanel. Воздушные платья кукол, которыми окружена Олимпия, их гротескные головные уборы и макияж угадываются в весенних образах Rodarte и Alexander McQueen, а само платье Олимпии как будто переосмыслили Molly Goddard и Simone Rocha. Кремово-желтое многоярусное платье из тюля Хекрот дополнил блестящими золотистыми пуантами. Сегодня такой наряд легко можно сочетать с тяжелыми ботинками или яркими клогами.
В первом акте Гофман рассказывает о двух алчных ученых — Спаланцани и Коппелиусе, которые создают прекрасную Олимпию. Они спорят, кому же она всё-таки принадлежит. Коппелиус предлагает выдать её замуж за наивного юного Гофмана и вручает ему волшебные очки (в которых актёр Роберт Рансвилль выглядит как Гарри Стайлз) — в них все механические объекты он видит живыми. Так, он влюбляется в Олимпию, однако случайно ломает её механизм. Дальше происходят трагические и полные иронии события. Олимпию разбивают вдребезги, а влюбленный поэт обнаруживает, что она была куклой. Для этой сцены были выбраны конфетные и медовые цвета — зефирные оттенки нарядов кукол и оттенок взбитого яичного желтка для костюма Олимпии. Декорации также были выдержаны в золотистых тонах, что создаёт ощущение камерного, кукольного пространства со своеобразным овеществлённым уютом.
Во втором акте Гофман оказывается среди гостей в роскошном доме куртизанки Джульетты, где снова ввязывается в сложную историю. Здесь есть и зловещие колдуны (в мантиях, каких с десяток наберется у Balenciaga), и демоны. Злой маг Депертутто заставляет Джульетту сыграть страшную шутку с Гофманом — украсть его душу через поцелуй и заключить в зеркале. Обманутый поэт сражается между делом со своим инфернальным соперником Шлемиллем, который положил глаз на девушку. Джульетта же ускользает в объятия демона, оставив всех с носом. Этот эпизод окрашен в чувственные и мрачноватые тона: чёрный, лазурный, красный и фиолетовый. Шелковый шарф Джульетты цвета морской волны струится подобно каналам Венеции, контрастируя с чёрным облегающим костюмом. История пропитана декадансом и хмельным эротизмом.
Третью милую поэта, Антонию, и вовсе изводит до смерти зловещий доктор. После того как рассказы Гофмана в кабачке перед толпой окончены, входит хозяин и сообщает, что прекрасную Стеллу, пока поэт рассказывал сказки, прямо из театра уводит городской советник Линдорф. Это повергает Гофмана в пучину гнева и отчаяния, ведь все три его возлюбленные на самом деле были ипостасями одной лишь Стеллы. В самом начале фильма Мойра Ширер, сыгравшая роль балерины, исполняет танец трепетной и дрожащей стрекозы в расшитом и окрашенном в природные оттенки костюме, напоминающем весеннюю коллекцию Франческо Риссо для Marni и нательные комбинезоны из лайкры Mugler.
Читайте также: Образ и стиль киногероя: Фильм Майкла Пауэлла "Красные башмачки"