Пока модные редакторы и байеры оценивают показы первых двух дней в Милане, время подвести итоги Недели моды в Лондоне. Откровенно говоря, делать это вовсе не хочется. Обзор любой недели моды подразумевает скрупулезное изучение всех тенденций и «расчленение» коллекций буквально на молекулы. Но перечисление трендов — скука смертная. Куда интересней попытаться передать тот спектр эмоций, который вызвали показы сезона весна-лето.
Показ это не только 30 с лишним луков, но также и локация, саундтрек, режиссура, которая во многом и передает настроение всей коллекции. Так, в последний день Недели модные инсайдеры собрались в действующей церкви в центре Лондона, дабы оценить коллекции одного из самых многообещающих молодых дизайнеров Британии Simone Rocha. В виду своеобразного антуража особенно удачно на «подиуме» смотрелись траурные платья в черном из тюля украшенные крупными вязанными крючком цветами. Контрастировали им пальто в сочетании с брюками из розовой органзы, платья из парчи ассиметричного кроя с меховой оборкой и даже неожиданные вещи из шелка с крайне несвойственным данному дизайнеру ярким цветочным принтом а-ля сокровище из бабушкиного шкафа. Фирменные броги Роша с прозрачным каблуком приобрели kitten heel. По словам самой Симон этот меланхоличный показ был посвящен «ускользающей красоте, молодости и любви», а вдохновением послужил Гонконг, работы легендарного хореографа Пины Бауш, и, как ни странно, элементарная печаль. Звучит депрессивно, в реальности – одна из самых красивых и романтичных коллекций Лондона, презентованная на фоне алтаря.
Неисправимый романтик Эрдем Моралиоглу после весьма неудачного сезона весна-лето этого года, показал коллекцию исключительной красоты и свежести. Вдохновение – викторианские ботаники-путешественники и знаменитые королевские ботанические сады Кью. На деревянном овладевшим зеленью подиуме модели демонстрировали не только искусно расшитые платья (забудьте о принтах, весной весь акцент смещен на вышивку и аппликации!), но и нечто новое для дизайнера вроде трикотажного топа или твидового жилета. Хотя, безусловно, Erdem не тот дизайнер, к которому вы обратитесь за практичными вещами. Скорее всего, это будет что-то вроде пальто из темно-зеленый перьев напоминающих листву или юбки миди с невероятный миксом вышивки и аппликации уровня мастерства высокой моды, а не ready-to-wear.
В Лондоне широко были представлены и украинские дизайнеры. В рамках трейд выставки проходящей в Сомерсет-Хаус, свои коллекции представила Julia Korol и Ekaterina Kukhareva, которая в нынешнем сезоне заключила контракт с крупным американским ритейлером и будет представлена в более чем ста магазинах в Штатах. Новую коллекцию верной армии своих состоятельных поклонниц в отеле Claridge’s презентовала Natasha Zinko. Крайне носибельную с акцентом на крой: простые плать я- рубашки, сарафаны и шорты с завышенной талией смотрелись эффектней чем столь любимые этим дизайнером платья в пол и пышные юбки. Уже по сложившейся традиции в рамках Fashion Scout в четвертый раз прошел показ украинских дизайнеров с крайне актуальным месседжем #fashionforpeace. Дизайнеры Anna K, Anton Belinskiy, Yasya Minochkina и Lera Leshchova не использовали столь растиражированные национальные элементы, а подошли к созданию коллекций с коммерческой стороны, с четкой ориентацией на европейского клиента. И, к слову, весьма удачно. Вещи из весенне-летней коллекции 18-летней Anna K (которая уже продается в Colette и LUISAVIAROMA) с принтами в виде шуточных дорожных знаков, или идеально простого платье плиссе в сочетании с клатчем «luxury is a discipline», обречены на успех у байеров. А платьям из новой коллекции Anton Belinskiy посол украинского fashion Дарья Шаповала гарантировала куда более выгодное паблисити, чем просто показ на подиуме Fashion Scout. В вещах из новой коллекции дизайнера Дарья стала героем лондонского street fashion, попав, кажется, во все возможные обзоры уличной моды ведущих мировых изданий.
Повсеместная коммерциализация и британских брендов — еще одна тенденция закончившейся Недели моды в Лондоне. Даже восходящие звезды Недели вроде FyodorGolan или Christopher Raeburn, не говоря уже о Jonathan Saunders или Christopher Kane в этом сезоне показали коллекции, рассчитанные не столько на модных критиков, сколько на своих клиенток сидящих в первом ряду шоу и соседствующих с ними байеров. Казалось, к британским дизайнерам пришло глобальное понимание того, что хорошее паблисити, безусловно, важный фактор. Но вспоминает ли о позитивных рецензиях на коллекцию клиентка бренда, расплачиваясь за платье в каком-нибудь Selfridges или Saks спустя 6 месяцев после шоу? Очень маловероятно.
Вся Лондонская неделя прошла на плоском ходу. С первого же дня стало понятно, что каблук или платформа предстоящей весной станут модным анахронизмом. Было интересно наблюдать, как модные редактора уже после первого дня показов массово перешли на плоский ход — будь то сандалии, кроссовки, или даже тривиальные шлёпанцы, — незамедлительно перенося этот тренд с подиумов на улицы Лондона. После шоу Roksanda Ilincic, Peter Pilotto, Paul Smith, каблук окончательно «убил» Кристофер Бейли. На показе Burberry модели Джордан Данн и Малайка Фирс демонстрировали то, чего от этого модного дома ожидали менее всего – кроссовки и сандалии. Вот и пришел конец неуклюжим перебежкам героичных сотрудниц глянца с показа на показ на 10-ти сантиметровых шпильках. Спасибо Бейли и иже с ним.
Когда летом этого года я наткнулся на описание normcore (унисекс тренд на ничем не примечательную одежду а-ля американский турист в Риме) в паршивенькой бесплатной лондонской газете, я предчувствовал, что этот тренд будет ярко представлен в большинстве весенне-летних коллекциях. Стиль, который уже несколько сезонов торжествует в восточном Лондоне, был одобрен ведущими британскими дизайнерами и допущен на подиум. В новом сезоне все мы вне зависимости от пола будет выглядеть безукоризненно нормально, и чувствовать себя максимально комфортно в вещах из новых коллекций, которые все еще спорт, но уже далеко не шик. Мы устали от так называемо showing off и стремимся к нормальности, естественности и даже в какой-то степени скуке. По крайней мере на один сезон всем позволено быть самим собой. Сочетание сандалий (Roksanda Ilincic), спортивного топа без каких либо вызывающих надписей и принтов (Topshop), водонепроницаемой парки (Christopher Raeburn) и юбки плиссе (Paul Smith) предстоящей весной будет крайне актуально. Чем тривиальней, тем лучше. Полный normcore, так сказать.