Так привычно восхищаться мастерской сценографией и поэтичными пейзажами иностранных фильмов, смотря на них как на другой мир, который интересен априори. Однако совсем другое чувство возникает, когда видишь на большом экране неимоверной красоты и свежести кадры и понимаешь, что сняты они украинским режиссером в украинских же декорациях. Трогательная кинолента львовянина Остапа Костюка о жизни закарпатских овчаров, удостоившаяся главного приза крупнейшего североамериканского конкурса документального кино Hot Docs, демонстрируется в национальной программе Одесского кинофестиваля и впечатляет и эмоционально, и эстетически.
Документальный фильм рассказывает о жизни пастухов, показывая ее в разрезе трех поколений: взрослый овчар, каждый год четыре жарких месяца живущий на горных пастбищах, подрастающий мальчик, впитывающий в себя все тонкости своего будущего ремесла и старый пастух, тоскующий по умершей жене и размышляющий о своей долгой жизни. Они занимаются своими повседневными делами, а камера подлавливает моменты, открывающие тайну этого никому не известного мира – монотонно-размеренного, на протяжении столетий практически неизменного и в своей ритуальности почти мистического. Картина не имеет четкого сюжета, однако с первого и до последнего кадра держит внимание и сохраняет ощущение неспешно разматывающего клубка, который захватывает самим движением нити.
В первую очередь фильм «цепляет» эстетически – туманные горизонты, закарпатский говор, мистическое сочетание звуков природы, блеяние овец, перекликания пастухов и мелодии сурмы сливаются в обволакивающее атмосферное зрелище. Важные и неважные моменты из существования людей, умеющих принимать жизнь, как она есть, потрясают мудростью, с которой не поспоришь.
Картина снята в долине Радун – единственной оставшейся в эксплуатации из 78 закарпатских долин, где традиционно занимались овчарством. Герои – одни из последних представителей практически исчезающей профессии. Одной из идей фильма было то, что натуральность сменилась синтетикой – если раньше нигде в Европе невозможно было выжить без овчины, то сейчас этот материал отступает на задний план перед лицом новых, более дешевых технологий. Вместе с ним уходит в прошлое и уклад жизни, связанный с традиционным овчарством и его покорной укорененностью в природе. Наблюдая за сменой сезонов, рождением ягнят, производством домашнего творога, съемочная группа тонко встроилась в живой ритм этого удаленного мира и смогла передать глубину такой жизни, которая только на первый взгляд кажется грубой и затерянной.
Материал для фильма собирали на протяжении четырех лет, во время которых режиссер с командой практически жили с героями, становясь свидетелями их забот и переживаний. Режиссер, для которого это первая полнометражная картина, признается, что, начиная съемки, он не имел представления, куда приведет его рассказ. Самые ценные эпизоды удалось заснять на последних годах работы, когда поначалу закрытые персонажи прониклись доверием к команде и привыкли к постоянному присутствию камеры. Из отснятых 600 часов был смонтирован фильм длиной в один с четвертью час. Однако смотреть его хотелось бесконечно – не только из-за красоты картинки, но и благодаря все усиливающемуся ощущению «настоящести» этой жизни. «Эти люди не похожи на меня, на нас. Они умеют делать то, чего не умею я, живут жизнью, о которой мы ничего не знаем. И этим они интересны, этим уникальны». В конце картины возникает ощущение, что ты прожил эту жизнь вместе с героями, подышал карпатским воздухом, почувствовал под пальцами густую овечью шерсть, проснулся на дождливом рассвете, чтобы вести огромное стадо овец на высокогорное пастбище. То, что казалось отдаленным и заброшенным миром, начинает вдруг обретать оттенок неожиданной актуальности. Заканчивается картина словами старого пастуха мальчику: «Старайся изо всех сил, люби свое дело и всегда оставайся добрым к людям» — те очевидности, о которых мы, увы, часто забываем.