Алексей Мелещук
Исполнительный директор Helen Marlen Group
Кем вы хотели быть в детстве?
Как и все пацаны, футболистом. Даже около двух лет защищал ворота в детской секции киевского СКА. Кстати, этот опыт даром не прошел. Сейчас мы часто в наших дискуссиях по работе используем примеры, подходы и метафоры из футбольного мира.
Но есть одна семейная легенда, имеющая непосредственное отношение к тому, чем я занимаюсь сегодня. Моя бабушка в 70-е годы работала главным бухгалтером «Детского мира», который находился в Пассаже. Когда я приходил к ней в гости на работу поиграть со счетами и калькуляторами, то говорил, что когда вырасту, то подменю ее. Ну вот, примерно так и вышло.
Какой была ваша первая работа?
Секретарь (даже скорее офис-менеджер!) в представительстве канадского PR-агентства. Помню challenge в первый же день работы: отправить в Канаду 16 страниц по факсу. Мучился долго, но через пару часов все удалось (как мне тогда показалось). Впрочем, на утро обнаружилось, что на том конце вышел рулон пустой бумаги. А все потому, что никто ж не сказал, что отправлять нужно Face Down.
Какие проблемы у украинского ритейла вашего сегмента сейчас?
Специфическая проблема – недостаток профессионализма у операторов. Сегмент привлекает и манит, но вот только одной любви к модной одежде и умения красиво одеваться недостаточно для построения успешного бизнеса, даже при наличии необходимых инвестиций. В результате получаем странные проекты, которые подрывают и искажают здоровую конкуренцию.
Традиционная модель торговли начнет свое глобальное переформатирование в онлайн-магазины?
Будущее – за ритейлерами, которые нащупают идеальное сочетание реального
и виртуального, получив максимальный синергетический эффект. Уже сегодня онлайн и офлайн-торговля в значительной степени переплетены и при правильном подходе не будут каннибализировать, а смогут дополнять и помогать друг другу.
Ситуация, когда товар в магазине не находит своего покупателя, – это ошибка ритейлера или попытка воспитать нового покупателя?
В этом контексте клиент всегда прав. Незапланированные или избыточные товарные остатки – это всегда ошибка ритейлера. Либо неправильно спрогнозировали объем спроса, либо недостаточно изучили потребности клиентов, либо плохо объяснили, зачем покупать то, в чем они пока что потребности не ощущают.
Какая самая дорогая вещь, которую вы продавали?
Самый дорогой товар у нас в магазинах сейчас – это меховая куртка Loro Piana за 1 млн 21 тыс. 750 грн. Это бренд из категории «экстремального люкса», который вне времени благодаря исключительно качественным и уникальным материалам, технологиям и дизайнерским решениям.
Скольких своих клиентов вы знаете лично?
Я не работаю в магазине, поэтому, откровенно говоря, немногих. Но мы стремимся к тому, чтобы у каждого покупателя в нашей компании был «свой человек»: помощник, советчик, друг. Думаю, на сегодняшний день таких клиентов у нас несколько тысяч.
Чего клиент никогда не услышит от персонала в стенах вашего магазина?
Лжи.
Расскажите про системы скидок для клиентов.
Мы делаем подарки, зачастую неожиданные для самих покупателей, или скидки от 5 до 10 % при больших покупках. Сознательно ушли от бонусных карт еще в 2007 году – это постепенно сужающийся порочный круг, из которого сложно вырваться. А платит за все, что бы там ни говорили, все равно клиент.
Кризисная точка уже прошла или мы еще в ней?
Можно жить от кризиса до кризиса, никогда из него не выходя ментально, а можно во всем пытаться отыскать возможности и позитивные моменты. Украина сегодня – страна возможностей.
Что разительно отличает вас от конкурен- тов на нашем рынке?
Пытаясь дифференцироваться от конкурентов, мы часто задаем себе вопрос: «Чем мы не ...?» Ответ лежит в плоскости ценностей компании. Мы думаем, что это уважение к личности, порядочность, инновационность.
Какие задачи вы ставите оформителям ваших витрин?
Представляя ДНК наших брендов, постоянно удивлять и восхищать публику.
Как вы обучаете своих сотрудников?
Мы подготовили команду внутренних тренеров, которые совмещают основные функции с обучением и наставниче- ством. Привлекаем также экспертов от наших иностранных партнеров и обязательно отправляем ведущих сотрудников на тренинги, которые проводят для нас или подобных нам ритейлеров из других стран.
Сколько в вашем гардеробе вещей из вашего магазина?
Обувь – однозначно вся. Кроме того, до сих пор ношу любимые вещи, приобретенные давно в Passage 15 Man, и все пристальнее присматриваюсь к ассортименту мужской части Helen Marlen Mandarin. Из одежды мне больше всего подходит Burberry.
Что происходит с одеждой, которую никто не купил?
В новогоднюю ночь она превращается в тыкву. Если серьезно, то мы продаем все. У нас прекрасный аутлет, чудесный интернет-магазин. Приходится проявлять выдумку и смекалку, но рано или поздно весь товар находит своего покупателя.
Продавать – это талант?
Это гремучая смесь из артистизма, знаний в области психологии, специфических умений и техник, понимания продукта и желания служить людям.
Какая у вас суперспособность?
В важные моменты всегда включать мозг.