Чудо-фестиваль в гостях у чудо-филармонии

Колумнисты
23.10.2017
ТЕКСТ: Анна Ставиченко
ПОДЕЛИТЬСЯ
Идеальные лыжные трассы, сказочные альпийские пейзажи, бутики Louis Vuitton и Hermès, "коровы-как-из-рекламы", Мадонна, Роман Полански и Валентино Гаравани в качестве постоянных гостей — швейцарский курорт Гштад мог бы удовлетворить свои амбиции этим списком. Он так бы и остался luxury-деревней, если бы в нём не появился серьёзный музыкальный фестиваль.
ПОДЕЛИТЬСЯ

Шестьдесят лет назад выдающийся скрипач Иегуди Менухин приехал в Гштад, чтобы дать здесь несколько концертов с не менее именитыми коллегами: британским композитором, дирижёром и пианистом Бенджамином Бриттеном, французским виолончелистом Морисом Жендроном и британским тенором Питером Пирсом. Разумеется, концерты звёзд имели колоссальный успех. Идея организовать фестиваль родилась сразу же и не могла не вызвать поддержки местных властей: о столь привлекательном для новых потоков туристов событии можно только мечтать. Долгие годы Gstaad Menuhin Festival руководил сам Менухин, в 1996 году директорский пост занял ещё один великий скрипач — Гидон Кремер. Перечень знаменитостей, задействованных в руководстве фестивалем, не заканчивается и на этом: в 2009 году была основана Gstaad Academy, вокальным направлением которой занимается Сильвана Баццони Бартоли, мама и единственный коуч барочной меццо №1 Чечилии Бартоли, а фортепианным — прославленный венгеро-британский пианист сэр Андраш Шифф. Специфику исполнения барочной музыки участникам академии помогает постигать швейцарский дирижёр и главный мировой виртуоз блокфлейты Морис Штегер, открывает молодые дирижёрские таланты нидерландский скрипач и дирижёр Яп ван Зведен, который в свободное от гштадского фестиваля время успевает руководить Далласским симфоническим оркестром, Гонконгским филармоническим оркестром и готовиться к дебютному сезону 2018/19 в качестве музыкального директора New York Philharmonic. Финансирует дирижёрскую академию фонд Ротшильдов, и это лишь один из завидных спонсоров Gstaad Menuhin Festival. Фестивальная программа охватывает широчайший спектр музыкальных направлений: от барокко до новой музыки, которая создаётся в том числе и специально для фестиваля. А среди приглашённых исполнителей значатся такие топовые имена, как сэр Антонио Паппано за пультом оркестра Национальной академии Санта-Чечилия, Berlin Philharmonic Stradivarius Summit — секстет из участников оркестра Берлинской филармонии, играющих на инструментах Антонио Страдивари, российский пианист Евгений Кисин, самая высокооплачиваемая скрипачка мира Анне-Софи Муттер, знаменитая немецкая сопрано Диана Дамрау, российский скрипач и дирижёр Максим Венгеров и, конечно, Чечилия Бартоли. 

Фестиваль Менухина в Гштаде не ограничивается кантоном Берн. Фестивальные проекты в исполнении созданного в 2010 году Gstaad Festival Orchestra представлены в лучших европейских концертных залах. Например, фестиваль этого года провёл выездной концерт в рамках Музыкального фестиваля земли Шлезвиг-Гольштейн в нашумевшей гамбургской Elbphilharmonie. Это та самая суперсовременная филармония по проекту архитектурного бюро Herzog & de Meuron, строительство которой обошлось в 789 миллионов евро, где в декабре Chanel проведут показ коллекции Métiers d’Art и где билеты на концерты раскуплены на много месяцев вперёд. Но любителей музыки больше интересует не шумиха вокруг новой концертной локации, а её акустические возможности. Акустика в Большом зале Elbphilharmonie, который во многом похож на легендарную Берлинскую филармонию, очень жестока. Ты чихнул — это слышно в любой точке зала, тебя все ненавидят. У тебя звякнули ключи в сумке — молись, чтобы меломаны выпустили тебя из зала живым. Ты сидишь на последнем пульте вторых скрипок и ты ошибся — даже не надейся, что твой прокол останется незамеченным, ты "герой" вечера. Но когда в Elbphilharmonie играют хорошо — это сплошное наслаждение: каждый тембр расцветает всей своей красотой, при этом ансамбль хорошо сбалансирован (хотя существует мнение, что тембры здесь рассыпаются на отдельные составляющие и не сливаются в единый поток, — видимо, всё зависит от места). Публика гамбургского чуда пока довольно забавная, многие приходят сюда не послушать музыку, а поглазеть на "то самое здание". Процентов 20 зрителей вопреки концертным правилам аплодируют между частями, некоторые и вовсе уходят после первого отделения — вероятно, делают обязательный чекин в модном месте и идут отмечать это радостное событие. Как бы там ни было, ещё до своего открытия в январе этого года Elbphilharmonie стала брендом, быть причастным к которому хотят все: и музыканты, и меломаны, и меценаты, и просто охотники за трендами.

Для своего дебюта в Elbphilharmonie Гштадский фестивальный оркестр под управлением Япа ван Зведена выбрал достаточно щадящую по отношению к разношерстной публике программу: "Павану на смерть инфанты" Мориса Равеля (под знаком этого композитора проходит в этом году фестиваль земли Шлезвиг-Гольштейн, принимающий в Эльбской филармонии фестиваль Менухина), концерт для виолончели с оркестром ре минор Эдуарда Лало, Пятую симфонию Петра Чайковского и на бис — вступление к "Лоэнгрину" Рихарда Вагнера. Gstaad Festival Orchestra пока нельзя назвать оркестром экстра-класса, но нишу хорошего европейского оркестра с большим потенциалом он занимает, в том числе благодаря наличию в составе отличных солистов (приятно было обнаружить среди них украинского валторниста Константина Тимохина, великолепно исполнившего соло в начале "Паваны"). Ощущалось, что ван Зведен добился от оркестра максимальных для его нынешнего уровня чистоты и слаженности звучания, однако его дирижёрская трактовка исполняемых произведений вызвала много вопросов. Не к месту громогласный оркестр в концерте Лало заглушал деликатную и технически безукоризненную игру звёздной аргентинской виолончелистки Соль Габетты, трагизм и философичность симфонии Чайковского практически исчезли за напористыми темпами и динамикой нидерландского музыканта с дирижёрской палочкой, а Vorspiel к вагнеровскому "Лоэнгрину", эта божественная музыка, производящая на слушателей гипнотическое воздействие, в интерпретации ван Зведена воспринимался как угловатый танк, склеенный из папье-маше нервным подростком: выпирающие верхушки фраз и обнажённый ритмический остов, обычно невидимый под трепещущей мелодической тканью, не имели ничего общего с вагнеровской "бесконечной мелодией". Самым удачным номером вечера так и осталась "Павана" Равеля, представленная в начале концерта, в которой ван Зведену и гштадскому оркестру удалось достичь стилистической достоверности.       

Спорность дирижёрских прочтений Япа ван Зведена не помешала Gstaad Festival Orchestra быть тепло встреченным публикой Эльбской филармонии. В конце концов, задачей этого концерта было промотирование Gstaad Menuhin Festival, да и самого Гштада как курорта мечты. А промотировать есть что. За бокалом вина перед концертом руководители фестиваля с упоением живописали красоты этого места, где есть всё: Альпы, роскошные отели, прелести швейцарской кухни. А ещё — музыкальный фестиваль, чья программа может конкурировать с лучшими фестивалями Европы. Разве не чудо этот Гштад?

 

Фото: Соль Габетта, Яп ван Зведен — © Claudia Höhne

Филармония: © Thies Rätzke, © Iwan Baan, © Michael Zapf, © Maxim Schulz

Проект (в разрезе): © Herzog & de Meuron / bloomimages

Большой зал, фойе, крыша: © Todd Rosenberg Photography, © Jann Wilken, © Jann Wilken, © Michael Zapf

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).