На что идти в PinchukArtCentre: новые выставки «Анонимное общество» и «Неуместные касания»

Мистецтво
28.10.2017
ПОДЕЛИТЬСЯ
Исследование собственного и коллективного «я» в работах Анны Звягинцевой, Жанны Кадыровой, Александра Ройтбурда, Василия Цаголова и других художников
ПОДЕЛИТЬСЯ

Накануне, в вечер пятницы, в PinchukArtCentre открылось две выставки — «Анонимное общество», проект Исследовательской платформы арт-центра, и «Неуместные касания», персональная экспозиция Анны Звягинцевой в рамках PAC-UA. Куратором обоих выступила Татьяна Кочубинская. К слову, «Анонимное общество» стала четвертой по счету экспозицией в рамках Исследовательской платформы — независимого института, который изучает украинское современное искусство (от начала 80-х и до сегодня).

Выставка «Анонимное общество» посвящена периоду аномии в украинском обществе — кризисному времени, когда старые политический режим и система ценностей устарели или полностью уничтожены, а новые еще не созданы. Иначе говоря, экспозиция существует во временных рамках после распада Советского Союза и до наших дней.

Пространство выставки можно условно разделить на три раздела. В первом речь идет о бытии личности в идеологическом противостоянии: от создания героев до постепенного и абсолютного их обесценивания, о жизни среди двойных стандартов и о личности, которая развивается на фоне смены политических декораций. Второй раздел посвящен осмыслению себя, внутренней борьбе, коллективному полю воспоминаний и переживаний. Последний касается телесного, интимного мира, обращение к которому является манифестацией желания свободы выражения.

«Анонимное общество» в контексте выставки — это метафора отсутствия общества, в котором человек испытывает недоверие к уже утратившей авторитет власти. Художники — Сергей Ануфриев, Евгений Белорусец, Сергей Братков, Леонид Войцехов, Жанна Кадырова, Евгений Павлов, Виктор Пальмов, Сергей Попов, Кирилл Проценко, Роман Пятковки, Лариса Резун-Звездочетова, Александр Ройтбурд, Василий Цаголов, Александр Чекменев и Оксана Чепелик — пытаются отыскать «я» этого общества и его проявления, говоря о человеческой индивидуальности, которая выходит на первый план.

01 00
ПОДЕЛИТЬСЯ

Экспозиция «Анонимное общество» плавно перетекает в проект молодой художницы Анны Звягинцевой «Неуместные касания», где представлены скульптуры, графика, инсталляция, анимация, а также найденные в социальных сетях фотографии неуловимых прикосновений в частной и социальной жизни. Художница говорит о том, что люди часто не обращают внимания на случайные касания, например, в общественном транспорте. Она добавляет, что если прочувствовать эти моменты, то можно ощутить некое тепло, о котором она и размышляет в своих работах.

Из всего пространства выделяются две основные работы — скульптурный ансамбль и инсталляция. В этих внешне абстрактных работах художница фиксирует незаметные моменты касаний, которые продолжаются на телесном уровне. Так, в первом зале экспозиции расставлены хрупкие скульптуры — Анна объясняет, что здесь изображены те самые незаметные, призрачные контакты: части тела моделей прикасались друг другу, а художница снимала с них слепки. 

В основу монументальной инсталляции положена одна из найденных фотографий, в которой художница словно обезличивает телесное, выделяет объем. Работа представлена абстрактной выполненной из металла линией, которая начинается в одном зале, а продолжается в другом, — своеобразная метафора посягательства одной территории на другую, одного тела на другое. Это история о незаметности и в то же время важности «случайных» прикосновений, которые замирают образами в сознании, формируя человеческую память. 

01 00
ПОДЕЛИТЬСЯ
ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).