В Европе королевы восхищали своих подданных величиной драгоценных камней на коронах, а османские султанши – высотой своих тюрбанов с золотыми брошками и перьями. Откуда пришла к османам мода на такие головные уборы? И что носила украинка Роксолана, ставшая женой султана Сулеймана?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим портреты Роксоланы европейских художников и османские изображения гаремных красавиц тех времен. Во Львовском историческом музее хранится копия самого раннего изображения Роксоланы неизвестного автора, на котором она нарисована в белом тюрбане с красными полосками. На более поздних портретах эта султанша изображена в головном уборе конусовидной или трапециевидной формы под названием хотоз. Правда, образы Роксоланы европейцев Пагани, де Бри и даже Тициана не писались с натуры. В лучшем случае их рисовали по рассказам евнухов султанского гарема, которые вживую видели султаншу, а в худшем – полагаясь исключительно на фантазию и воображение.
Османские миниатюры тех времен с изображениями гаремных женщин дают нам более ясную картину относительно их головных уборов. Как правило, они изображались в шапочках, напоминающих фески, либо в матерчатых головных уборах в виде тюрбана или чалмы, которые создавались путем наматывания по арабской традиции изысканной восточной ткани на голову. Его высота и форма зависели не только от вкуса женщины, но и от ее социального статуса. Поэтому султанши, бывало, соревновались друг с другом величиной головного убора и изобилием прикрепленных к нему украшений: нитей жемчуга, атласных лент, цветов и перьев птиц. Последние крепились к соргучу (украшение на чалме, феске или тюрбане - ред.) в виде брошки, которая напоминала европейский эгрет.
Коллекция золотых соргучей султанш хранится в музее дворца Топкапы. Самый ранний экземпляр, первой половины 16 века, принадлежит супруге султана Сулеймана Великолепного, Хюррем (в переводе с фарси – «смеющаяся»), то есть Роксолане. Его нашли в гробнице этой султанши в в 1911 году. Длина ее соргуча составляет 12 см. Его нижняя часть представляет собой конусовидную шпильку, которая вставлялась в тюрбан. К ней крепились две золотые цепочки, которые, к сожалению, не сохранились. Ими соргуч пристегивался к головному убору. В его верхнюю часть с гравировкой растительного орнамента в виде листа пальмового дерева вставлялись перья цапли или павлина, как это можно увидеть на примере соргуча второй половины 17 века из гробницы великого визиря Невшехирли Ибрагима-паши. Он, скорее всего, принадлежал его супруге – старшей дочери Ахмеда III, Фатьме-султан.
Такие украшения султанши носили на головных уборах во время торжеств во дворце – свадеб или церемоний обрезания своих сыновей и внуков. В повседневной жизни их наряды были значительно проще и скромнее. В том же музее дворца Топкапы хранятся налобные повязки Роксоланы шириной 4 – 4,5 см, которые она сама вышивала, так как была искусной рукодельницей. Платочки, полотенца и даже рубахи, украшенные вышивкой, султанша в 1549 году отправила вместе с письмом польскому королю Сигизмунду ІІ Августу. Такие же подарки она дарила сбежавшему из Ирана в Стамбул принцу Элькасу, высказывая ему таким образом свое почтение.
Длина налобных повязок – кашбашты – Роксоланы («каш» в переводе с османского обозначает «бровь», а «баш» – «голова»), которые сзади завязывались на узел, составляет 53 см. Таковым был размер (обхват) ее головы. Поэтому неудивительно, что венецианский посол в Стамбуле Брагадино, описывая в 1526 году Роксолану, называл ее деликатной и миниатюрной женщиной.
С виду эти налобные повязки напоминали украинские «чильцы» (чильці). Ведь на некоторых из них просматривается типичный украинский орнамент вышивки с характерными узорами – ромбом в квадрате и крестами. Правда, техника вышивки Роксоланы «мушабак» далека от украинской своими мудреными швами. По словам этнографа Татьяны Ивановой, в Украине в 19 веке она получила название «турецкой», или «восточной». В ее основе – выполнение на тонкой муслиновой ткани так называемых «счетных» швов. Ведь во время вышивания приходилось считать нити. «Это и наш крестик, и низинка, и счетная гладь, и полкреста», – объясняет Татьяна Иванова. Все эти швы в процессе вышивания накладывались друг на друга.
Мода на ношение кашбашты не исчезла со смертью Роксоланы. Возле могилы ее последовательницы Сафие-султан (матери правнука Роксоланы – султана Мехмеда ІІІ) были найдены такие же повязки, но уже совсем с другой техникой вышивки и рисунком.
Александра Шутко – кандидат искусствоведения, автор книг «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан».