В самом начале подотчетного киногода произошел инцидент, который отразил в себе, как в магическом зеркале, все последующие события 2017-го. Во время вручения премии “Оскар” в номинации “Лучший фильм” картине Барри Дженкинса “Лунный свет” произошел конфуз: Уоррену Битти и Фэй Данауэй вручили не тот конверт с не тем именем победителя. Им якобы стал фильм “Ла-Ла Лэнд”. Справедливость восторжествовала через несколько минут, но все вовлеченные в процесс чувствовали себя не очень приятно. Одних сначала огорчили, потом обрадовали, других наоборот, третьи вообще выглядели идиотами, кого-то уволили.
Весь последующий год индустрию лихорадили совершенно неожиданные события. Кто-то в итоге вышел победителем, кто-то проиграл, кто-то продолжил идти своей дорогой.
20 июня руководство Lucasfilm и режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер с разницей в несколько часов объявили о том, что они прекращают совместное сотрудничество над на тот момент безымянной картиной о молодом Хане Соло. Несовпадение творческого метода режиссерского дуэта с планами студии прикрыли дежурной фразой про “креативные разногласия”. На самом деле это провал продюсеров Lucasfilm, которые забыли о том, что не все режиссеры готовы поступиться творческой свободой. Место Лорда и Миллера занял куда более сговорчивый ремесленник Рон Ховард.
Примерно в то же время появилась похожая, но не менее громкая новость: давно утвержденный режиссер девятого эпизода новой трилогии “Звездных войн” Колин Тревороу был отстранен от работы над проектом. Причина – полнейший провал его нового фильма, странноватой трагикомедии “Книга Генри”. Если в первом случае впору говорить о границах творческой свободы, то здесь – о поспешности принятия решений. Тревороу быстро утвердили после неожиданного успеха фильма “Мир юрского периода”, на котором он работал режиссером. Причина успеха ленты была в ностальгии по динозаврам, а не в ее постановщике. Руководство Lucasfilm поняло это поздно, но не настолько, чтобы потерять деньги на пересъемках.
Тем удивительнее выглядит результат работы режиссера Райана Джонсона над восьмым эпизодом “Звездных войн” с подзаголовком “Последний джедай”. Джонсон сумел найти золотую середину и без каких-либо видимых проблем закончил работу над картиной. Будучи автором со своим взглядом на вещи, он сломал канон космической саги Лукаса и исправил, насколько это было возможно, ошибки предыдущего фильма. Получилась небольшая революция: впервые в истории саги кто-то посмел привнести в нее что-то новое. И преуспел. На это не всегда осмеливался даже Джордж Лукас.
На трех самых известных международных кинофестивалях победу одержали совершенно неожиданные фильмы. Зимой в Берлине “Золотого медведя” получила Ильдико Эньеди за скромную и чарующую мелодраму “О теле и душе”. Весной в Каннах из рук Педро Альмодовара "Золотую пальмовую ветвь" получил Рубен Эстлунд за свою картину “Квадрат” – хитрую сатиру на мир современного искусства и на европейское общество. Осенью в Венеции “Золотого льва” удостоился Гильермо дель Торо за фильм “Форма воды” – новую сказку в своей богатой фильмографии. Удивительно, но это первая настолько серьезная награда в жизни великого режиссера. Сказать, что во всех трех случаях восторжествовала справедливость, будет неправильно и некорректно по отношению к проигравшим, но в каждом случае решение было непредсказуемым и приятным.
Фильм “Оно” стал самым кассовым хоррором в новом столетии, а если не принимать во внимание инфляцию, то и в прошлом тоже. Своей картиной Энди Мускетти подтвердил две вещи: фильмы ужасов приносят больше всего денег на каждый потраченный доллар из бюджета и то, что достойные экранизации Стивена Кинга все еще возможны. Даже в случае самых сложных романов писателя. Выводов отсюда тоже два: ужасов станет еще больше, точно так же, как и экранизаций Стивена Кинга. Обоим можно только порадоваться.
Позиционирование – важная и тонкая вещь. Что может доказать пример фильма Даррена Аронофски “мама!”. Самое амбициозное высказывание года провалилось в прокате из-за того, что маркетинговый отдел студии Paramount не долго думая решил рекламировать “маму!” как фильм ужасов с двумя звездами в главных ролях. В итоге люди не понимали, куда они пришли. И уходили, делая картине плохой сарафан. Реакция совершенно незаслуженная. Провал года.
В 2017-м продолжилось движение в сторону упрощения рассказываемых историй в угоду зрелищности. Тенденция продолжается из года в год, но сейчас стала чуть более заметной из-за двух фильмов: “Дюнкерка” Кристофера Нолана и “Бегущего по лезвию: 2049” Дени Вильнева. Большие режиссеры решили снять картины, которые потрясают в кинотеатре и производят совершенно другой эффект дома. Разница ясна: для домашнего просмотра важна история, для кинотеатра бывает достаточно и звука с картинкой. Формальным победителем в этой истории вышел Нолан: “Дюнкерк” собрал уважительную кассу, “Бегущий” в прокате провалился. По факту же победителей, к сожалению, нет.
Disney купили 21st Century Fox. Новость пришла под конец года, хотя слухи ходили давно. Сумма сделки – 52 миллиарда долларов. Кроме всего прочего, Disney получили права на всех персонажей студии Fox. С одной стороны, это новость из мира большого капитала. С другой – повод задуматься о том, какой теперь контент будет выходить под вывеской 21st Century Fox. Disney не терпят фильмов со взрослым прокатным рейтингом, и, позволят ли они выходить таким картинам, как “Чужой: Завет” или “Логан”, – довольно смелым высказываниям на заданные темы – вопрос открытый.
Netflix потратят 8 миллиардов долларов на контент в 2018 году. Цифра огромная, особенно учитывая, что никто толком не знает, как считать рейтинги выходящих на стриминговом гиганте шоу. Это означает, что мы получим кучу продолжений уже вышедших сериалов и фильмов плюс целый ворох новых. По слухам, они будут выпускать по два фильма в неделю. Во всем этом придется лавировать, как-то выбирать, стараться фильтровать. Netflix не всегда следят за качеством. Здесь могут выходить как выдающиеся сериалы (“Охотник за разумом”, “Тьма”), так и не очень удачные фильмы (“Яркость”, “Тетрадь смерти”).
Неожиданно, кажется, даже для своих создателей, стал хитом проката фильм “Малыш на драйве”. И здесь есть несколько поводов для разговора и радости. Во-первых, картина стала самым кассовым фильмом британца Эдгара Райта – автора с большой буквы, работавшего во многих жанрах: от зомби (“Зомби по имени Шон” до комиксов “Скотт Пилигрим против всех”). Во-вторых, хочется верить, что его успех послужит стимулом для финансирования работ других авторов. В-третьих, перед нами, скорее всего, последняя заметная роль Кевина Спейси в хорошем фильме и на много лет вперед. Можно по-разному относиться к каждому пункту, но лента Райта все равно одна из лучших в этом году.
Киновселенную DC в 2017-м штормило как никогда. Сначала вышел фильм “Чудо-женщина” – при всех своих огрехах отличный летний блокбастер. Успех картины вдохнул жизнь в умирающую вселенную кинокомиксов DC. Эффект продлился недолго: уже осенью вышла картина “Лига Справедливости” – потенциальный тентпол студии Warner Bros., который совершенно не оправдал возложенных на него надежд. Лента на полпути потеряла своего режиссера (Зака Снайдера из-за личной трагедии заменил Джосс Уидон), стоила баснословных денег (около 300 миллионов долларов) и провалилась в прокате, едва собрав 600 миллионов. Будущее DC не то чтобы туманно, но теперь еще сильнее понимаешь, какую выдающуюся работу проделали Marvel.
Несмотря на битву титанов (DC против Marvel) лучшим супергеройским фильмом года стал “Логан” – финальная глава в отношениях мутанта Росомахи и актера Хью Джекмана. Последний больше не будет играть прославившего его персонажа. Чтобы достойно с ним попрощаться, Джекман пригласил своего давнего знакомого – режиссера Джеймса Мэнголда, и оба, с великодушного согласия студии 21st Century Fox, сняли жестокую в своей реалистичности, честную, драматичную, проникнутую чувством ухода историю. Одетая в обертку остросюжетного роуд-муви, она увлекает за собой и приводит к трагическому финалу.
В 2017-м вышло сразу два нестыдных фильма про любовь двух мужчин. Первый, под названием “Божья земля”, снял 48-летний дебютант из Западного Йоркшира Фрэнсис Ли. Второй, под названием “Зови меня своим именем”, – опытный итальянец Лука Гуаданьино. Оба – безусловно, в разной степени – стали мейнстримовыми историями. То есть сумели преодолеть гомосексуальное гетто и выйти на уровень универсального кино для всех. Решенные в жанре мелодрамы, обе картины по-новому смотрят на однополые отношения. Здесь нет надрыва или трагедии. Взамен – больше воздуха, свободы и какого-то базового понимания. Плюс – это просто отлично рассказанные и сыгранные истории. Позитивный во всех отношениях сдвиг для queer-кинематографа.
5 октября газета The New York Times опубликовала расследование о десятилетиях безнаказанных сексуальных домогательств Харви Вайнштейна. Через пять дней в The New Yorker вышла статья журналистки Ронан Фэрроу о сексуальных домогательствах со стороны Вайнштейна к тринадцати женщинам, трех из которых он изнасиловал. Информация разными способами (подкупы, угрозы, равнодушие) замалчивалась десятилетиями. Обе статьи послужили причиной возникновения “Эффекта Вайнштейна”, который действует по принципу домино. Жертвы, десятилетиями молчавшие о пережитом унижении, стали поднимать головы и указывать то на одну знаменитость, то на другую. К Вайнштейну добавились Кевин Спейси, Брет Ретнер, Луи Си Кей, Дастин Хоффман и многие другие. С некогда всемогущим продюсером, который вывел в люди Тарантино, обеспечил "Оскарами" кучу голливудских звезд и общался с Хиллари Клинтон, все было понятно и закончено. Непонятно, что делать дальше. С одной стороны, праведный гнев разоблачителей бьет теперь по виноватым и не очень. С другой – как относиться к тем, кто все это время знал про поведение Вайнштейна, но малодушно молчал?
Среди всех падений на одном следует остановиться подробнее. А именно на замене Кевина Спейси Кристофером Пламмером в новом фильме Ридли Скотта “Все деньги мира”. Это первый случай в истории, когда известного, оскароносного актера помимо его воли полностью вырезали из готовой картины и заменили другим актером. Ситуация спорная. Спейси своим поведением поставил под угрозу успешность проекта, над которым работали десятки ни в чем не повинных людей. Если в Европе у картины Скотта еще были бы шансы, то в США она бы провалилась в прокате и лишилась бы потенциальных номинаций на “Золотой глобус” или “Оскар”. А такие амбиции у режиссера и продюсеров явно имеются. Плюс – Ридли Скотт изначально планировал на роль Джона Пола Гетти Кристофера Пламмера, но под давлением студии отказался. Теперь можно сказать, что справедливость и режиссерский замысел, странным образом, восторжествовали. Но есть и обратная сторона медали: состоялся прецедент – и если в случае Спейси он более или менее оправдан, то с остальными может быть не все так просто. Влияние эмоционально настроенной публики из соцсетей на готовый вид фильмов или на их прокатную судьбу сильно напоминает цензуру, а это ни к чему хорошему никогда не приводило.
Автор текста: Мирный Валерий