Золотой век Голливуда —это период между 1930-ми и началом 1960-х. Именно тогда и сложилась существующая до сегодняшнего дня система кинопроизводства. В это время вышли на экран фильмы, которые сейчас принято считать настоящей «классикой»: «Унесенные ветром», «Волшебник страны Оз», «Его девушка Пятница», «Касабланка»… Список можно продолжать до бесконечности.
В этот же период появились первые знаменитые наряды из кинофильмов и первые легендарные костюмеры. Одежда киногероев играла тогда несколько ролей. Во-первых, она помогала зрителю погрузиться в эпоху, изображенную на экране, а самим актерам – с головой уйти в роль. А во-вторых, в 1930-х и 1940-х, когда кино стало одним из главных развлечений американцев, киностудии даже рекламировали фильмы, обещая зрителям поразительно модные наряды героев. Дело в том, что женщины как раз начали переезжать из маленьких городков в мегаполисы и ходить на работу, а образы актрис и мода в фильмах подсказывали им идеи для собственных нарядов.
Наряды главных героинь были настолько влиятельными, что даже исторические драмы вдохновляли ежедневные образы модниц. Этому способствовало еще и то, что костюмеры почти всех голливудских фильмов этой эпохи не особо гнались за исторической достоверностью. В первую очередь они пытались создать запоминающиеся наряды, которые взбудоражили бы воображение зрителей.
У каждой большой киностудии был собственный главный дизайнер костюмов, который отвечал за наряды во всех лентах и обладал узнаваемым почерком. Главным костюмером MGM был легендарный модельер Адриан. Запомнили кутюрье, прежде всего, благодаря ярким платьям к «Волшебнику страны Оз». Фильмы студии Warner Brothers легко угадывались по длинным, воздушным платьям светлого цвета, которые создавал австралийский модельер Орри-Келли. Длительное время именно он обладал рекордным количеством «Оскаров» среди своих соотечественников. Орри-Келли не просто работал со звездами Голливуда, но и поддерживал близкие дружественные отношения со своими клиентами. Когда он умер, его гроб несли Тони Кертис, Билли Уайлдер, Джордж Кьюкор и Кэри Грант.
Самыми роскошными, несомненно, были творения Трэвиса Бентона, главного дизайнера студии Paramount и, вполне возможно, самого влиятельного костюмера Золотого века Голливуда. Он создавал одежду даже не для кинозвезд, а для настоящих женщин-вамп: его платья украшались сияющими драгоценностями, мехом и перьями редких птиц. Неудивительно, что чаще всего Бентон одевал именно фатальных девушек вроде Марлен Дитрих, Кармен Миранды и Риты Хэйворт.
Неожиданной проблемой для киностудий и их штатных дизайнеров стали фильмы о современности. Так как на придумывание и производство нарядов уходило несколько месяцев, всегда был риск, что дизайны попросту потеряют актуальность к тому времени, когда фильм выйдет на экраны. В 1929 году так и произошло – чрезвычайно популярные платья с короткой асимметричной юбкой внезапно вышли из моды, когда французский модельер Жан Пату продемонстрировал американцам свои наряды с юбками в пол. Еще не вышедшие фильмы с героинями в коротких платьях вдруг стали выглядеть совершенно старомодно. Режиссерам пришлось перемонтировать ленты так, чтобы девушек было видно только выше пояса.
После этого владельцы крупных киностудий приказали костюмерам придерживаться в своих фильмах классического «гламурного» стиля, который бы подчеркивал сексуальность старлеток и не рисковал внезапно выйти из моды.
Исторические драмы были еще одним испытанием для дизайнеров. Наряды должны были хотя бы в общих чертах соответствовать изображаемой эпохе, но и в то же время – удовлетворять современным вкусам зрителей и подчеркивать красоту актрис. Ярким примером попыток сочетать все эти факторы считаются наряды Трэвиса Бентона к фильму «Клеопатра» (1934). Несмотря на наличие древнеегипетских мотивов в украшениях, сами силуэты не только соответствовали эстетике тридцатых, но и не вызвали бы удивления на сегодняшней красной дорожке.
И все же по одной детали фильмы, снятые на протяжении 1934-1966 годов, можно с легкостью узнать. Дело в том, что строгий Кодекс Хейса, регулировавший этические вопросы кинопроизводства, запрещал демонстрировать на экранах не только секс и насилие, но и даже зону декольте. Так что несмотря на то, что глубокие вырезы и откровенные наряды были вполне приемлемыми, скажем, во времена Марии-Антуанетты или правления Клеопатры, в старых фильмах об этих исторических эпохах все актрисы одеты весьма скромно.
Мы все слышали о том, что Жан-Поль Готье создавал костюмы для знаменитого «Пятого элемента» Люка Бессона и о длительном сотрудничестве Одри Хепберн с легендарным Юбером Живанши. Но повлиявшие на историю моды наряды в кино – заслуга не только основателей Домов моды, изредка работавших и в киноиндустрии, но и результат кропотливого труда кинокостюмеров. Без модельеров вроде Адриана, Орри-Келли и Трэвиса Бентона наше понимание слов «голливудский гламур» было бы совершенно иным, а классические фильмы выглядели бы по-другому.