Проект Bvlgari & L’Officiel Online: Влада Ралко, художник

Спецпроекти
03.04.2015
ТЕКСТ: admin
ПОДЕЛИТЬСЯ

«Найденное» поколение. Проект L`Officiel Online совместно с ювелирным брендом BVLGARI. Наталья Череп и Зоя Звиняцковская в стенах бутика BVLGARI говорят с десятью героинями. Они говорят об искусстве. Они говорят о красоте. Они говорят о BVLGARI. Они говорят о своей работе. Они говорят о себе. Но самое главное — они говорят о том, что волнует нас с

ПОДЕЛИТЬСЯ

_G5H5377

«Найденное» поколение.

Проект L`Officiel Online совместно с ювелирным брендом BVLGARI.

Наталья Череп и Зоя Звиняцковская в стенах бутика BVLGARI

говорят с десятью героинями.

Они говорят об искусстве.

Они говорят о красоте.

Они говорят о BVLGARI.

Они говорят о своей работе.

Они говорят о себе.

Но самое главное — они говорят о том, что волнует нас с вами.

Вопросы и вызовы нового времени. Мы вместе ищем ответы.

Они – это 10 женщин, которые изменяют себя и окружающий мир. Создают нечто новое.  Двигают Украину вперед.

ВЛАДА РАЛКО: «Искусство — это пространство для встречи с самим собой».

_G5H5070

Зоя: Влада, я часто слышала, что люди говорят — они не понимают, что изображено на ваших картинах. Вас это не волнует? Или, возможно, это специальная задача – сделать ваши работы элитарными, непонятными большинству?

Влада: Конечно нет. Мои работы, как, на самом деле, любые произведения искусства, совершенно открыты для восприятия. Другое дело, что для их понимания необходимы некие знания, представления об истории искусства, о художественном контексте. Но, знаете, это касается не только моих работ, а понимания искусства вообще.

Наталья: Именно. Можно сказать, что это правило работает для всех ситуаций в пространстве культуры. Вот, к примеру, знаменитая фотография. Очень известная и выглядит невероятно эффектно, правда? Но, например, добавляем к этому изображению следующую информацию:

1) Это  культовая модель Верушка (женщина-эпоха, интереснейшая судьба, про нее есть множество литературы);

2) Центральный камень этого украшения – уникальный изумруд в 300 карат;

3) Это украшение BVLGARI, ювелирного дома, который до этого необычайно прославился своими большими гарнитурами из цветных камней, выполненных в классическом стиле. Причем это украшение на шею, однако же здесь оно надето как диадема. Правда, меняется к ней отношение, становится интересней? А вот когда появляется еще и контекст, например, что это были 70-е, время отрицания чопорных буржуазных традиций, создания современного, динамичного стиля, разрушения канонов.. Теперь мы можем по-настоящему оценить смысл этой работы; а если этого всего не знать – перед вами просто девушка в платке.

_G5H5043

Влада: Да-да, и если, к примеру, сейчас надеть вот эти серьги BVLGARI и спортивный костюм и поехать, к примеру, на Троещину, никто там не поймет и не поверит, что на тебе украшение от BVLGARI.

Наталья: Точно такая же ситуация и с современным искусством. Многие приходят на выставку и не понимают, в чем ценность той или иной картины. И говорят: «Я тоже так могу. Два раза кисточкой мазнуть, да это же так просто!». Бижутерия, купленная в переходе — для многих — красивая, и для людей неискушенных на вид не уступает элитарным украшениям, и кому-то кажется что ее камни сверкают точно также… Вопрос в информированности, понимании контекста и личных стандартах.

Влада: В этом, собственно, ирония знаменитого бриллиантового черепа, известной работы Дэмиена Херста. Он так дорого стоит из-за того, что это прекрасное произведение искусства, и в какой степени цены ему добавляют бриллианты, которыми он инкрустирован? Стоит ли он дороже, чем стоимость бриллиантов?

Наталья: На самом деле, и о стоимости бриллиантов можно дискутировать. Если говорить всерьез, то, конечно, необходима некая система координат. Должна быть некая группа людей, которая знает правила и дает оценку согласно этих правил – по крайней мере, в высоком ювелирном искусстве это именно так. Современное искусство ведь по тем же законам существует?

Зоя: Ну да, многие неподготовленные зрители, которые сталкиваются с современным искусством, говорят, что это обман и, на самом деле, этих смыслов не существует, что «Черный квадрат» Малевича — это всего лишь квадратный холст, закрашенный черной краской.

Влада: На самом деле, такое же обвинение в обмане можно предъявить и какому-нибудь человеку в очках, который сидит за столом, пишет непонятные цифры и потом получает за это Нобелевскую премию. Сейчас наука продвинулась так далеко, что когда говорят, за что такой человек в очках был награжден, мне, например, очень сложно понять, что же он такого сделал. И мне, так же как тем людям на выставке, тоже порой может показаться, что это не открытие, а какое-то надувательство. А тем временем, это открытие может полностью изменить представление о мире или жизнь миллионов людей. Так же, как «Черный квадрат» перевернул мир.

_G5H5263

Зоя: Если ты пока не знаешь, не понял в чем суть — для тебя это просто мазня, или циферки в столбик, или груда металла с цветными камушками. Получается, что современное искусство все же закрыто от людей?

Влада: Нет. Оно совершенно открыто. Как говорил Мэттью Барни: «В моем искусстве есть как шифры, так и расшифровки». И тут я хочу подчеркнуть одну очень важную, на мой взгляд, вещь. К счастью, к огромному счастью, есть разные пути постижения, восприятия искусства – в том числе и современного искусства. Было бы хорошо, чтобы люди в нем разбирались. Но еще они могут просто попытаться почувствовать – даже если ничего не знают ни о произведении, ни о художнике. Это требует определенных усилий, но надо понимать, для чего эти усилия. Искусство может дать людям новое понимание себя и понимание того, зачем они живут. А они ведь часто живут всю жизнь и умирают, так и не поняв, что с ними произошло.

_G5H5133

Наталья: Влада, а что могли бы делать художники, чтобы донести смысл своих произведений до людей?

Влада: Художники говорят о важных вещах в своих работах, их задача только в этом. Да они бы и не могли, даже если бы и хотели, прояснить то, что они уже сказали своим искусством. Знаете, очень многие люди, которые, скажем, любят какого-то художника — они мечтают с ним познакомится. И они считают, если они что-то не понимают в его искусстве, то художник или им расскажет, или по его манере поведения они прочтут нечто важное. (Мы не берем в расчет тех авторов, кто свою жизнь превращает в составляющую своего искусства.) Я с этим абсолютно не согласна, потому что все что хочет сказать художник, заключается в том, что он делает. Личное знакомство и разговоры с художником никаких тайных путей к пониманию его работ не откроют.

Зоя: Значит единственный выход — общаться с произведением искусства? Как я поняла, у человека есть два инструмента, если он попал на выставку современного искусства или конкретного художника, и хочет разобраться конкретно в картине перед его глазами. Он может может либо опереться на свой культурный багаж, либо — обратиться к своему чувственному опыту, который есть у каждого человека. Другое дело, что этот канал общения с самим собой, он тоже не у всех открыт.

_G5H5107

Влада: Конечно, и над этим надо работать. Потому что искусство — это предмет первой необходимости. Есть такое распространенное мнение, что так как искусство не несет никакой практической функции — это предмет роскоши, вещь необязательная, второстепенная. Это не так. Человек, разглядывая картины или, к примеру, читая книги, анализирует знакомые ситуации, размышляет о собственной жизни, о том, что он делает вообще в промежутке от рождения до смерти.

Влада: Это может быть какое-то мгновение, короткая вспышка осознания, понимания, ясности. Но это осознание не имеет отношения к «знаниям», оно совершенно иной природы, чем обычная жизнь.

Зоя: И в этом случае искусство — это медиум, который может создать контакт как в батарейке, между человеком и его подсознанием, между разными фрагментами личности человека. Что-то из серии: «Я вдруг понял!». Не про Бога, не про международное положение, а про себя самого. Правильно?

_G5H4922

Влада: Да, но я бы сказала, что это понимание или, скорее догадка, распространяется и на себя самого, и на Бога, и на политическое положение. Эта вспышка может осветить пространство вокруг на короткое время. И это прояснение оказывается жизненно важным. Потому что люди не всегда могут отличить добро от зла, часто находятся в абсолютной растерянности. Как показывают последние события, в такой ситуации они могут превратиться в жертву, точно также они могут стать причиной гибели других людей. Привычная жизнь сломана. и они не понимают, кто они сами, что они делают, принимают неправильные решения.

Наталья: Если использовать метафору, можно сказать, что искусство позволяет расставить в своем сознании некие «булавки», как на Гугл карте. У одних людей есть представление о добре и зле, и они твердо их знают, вот твердо-твердо. А есть другие люди. Пока жизнь не искушала их, была простой, они ходили на работу и в магазин, и не было ситуации, когда надо было продемонстрировать «булавки», которые держат тебя. А все сломалось, их унесло и выяснилось, что больше нет никаких булавок. И что, искусство помогает в этом разобраться?

Влада: Не просто помогает — некоторые вещи вы сможете понять исключительно с помощью искусства. Других способов просто не существует. Без этого вы либо встраиваетесь в чужую систему, становитесь объектом манипуляций, имитируете жизнь, либо живете не своей жизнью. Искусство – это пространство для встречи с самим собой.

_G5H5000

Текст: Зоя Звиняцковская

Шеф-редактор проекта: Даша Заривная

Фото: Денис Маноха

Стиль: Евгений Примаченко

Ассистент стилиста: Любовь Лисичкина

Макияж: Тамрико Левченко

Прически: Мария Фиалко, Евгений Вареник-Шаповалов BARLY hair dressing salon

Организатор съемки: Марина Сандугей

На Наталии:

Платье — Gucci

Кольцо — BVLGARI

На Владе:

Платье J.W. Anderson — Helen Marlen Mandarin

Серьги, кольца, все — BVLGARI

На Зое:

Платье Roland Mouret — Passage 15

Серьги, кольца, все — BVLGARI

Адреса магазинов:

BVLGARI — Пассаж, ул. Крещатик, 15

Gucci — Пассаж, ул.Крещатик, 15

Helen Marlen Mandarin — ТЦ Мандарин Плаза, ул. Бассейная, 4

Passage 15 — Пассаж, ул.Крещатик, 15

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВЕЩЬ ДНЯ
16.12.2024
NADRA
Порцелянова тарілка «Вертеп»
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).