Обед. Уютный зал One Love Espresso Bar, играет безупречно подобранная музыка, в воздухе витает едва уловимый аромат свежесваренного кофе. Редакция officiel-online.com в полном составе сидит за дубовым столом и ждет нового приглашенного шеф-редактора недели, посвященной искусству – основателя киевской платформы для современного искусства _PCA и менеджера проектов современной культуры Катерину Тейлор.
Шеф-редактор Даша Заривная, подобно Чендлеру, герою Мэтью Пэрри из сериала «Друзья», методично опрокидывает в себя порции эспрессо и нервно листает блокнот. Старший редактор Тома Мироненко, коротающая томительные минуты ожидания в мечтах о Майкле Фассбендере, зачарованно наблюдает за тем, как перед Дашей появляются и исчезают крошечные чашечки, и лениво прикидывает, чем же вызван этот нервный кофейный эскапизм.
— Тейлор требовательна и будет вычитывать каждую строчку, а я в современном искусстве смыслю ровно столько, сколько Чуловская в хорошей музыке, — наконец делится причиной своего нестабильного эмоционального состояния Даша.
— Эй, — возмущенно отзывается младший редактор Наташа Чуловская, — ты же сегодня в эфире радио «Аристократы» сказала, что мы твоя лучшая команда.
— Мало ли что я там сказала, перед тобой когда поставят микрофон, еще не то скажешь от испуга, — парирует Даша.
Чуловская в отместку включает Джастина Тимберлейка.
Тома возвращается к грезам о Фассбендере.
Даша непроизвольно подпевает «Cry me a river».
В двери входит Катя Тейлор. Она одета в темно-зеленое платье с бежевыми вязаными рукавами, аккуратные кисти рук украшены браслетами, на пальце — массивное кольцо, ему под стать крупная брошь. У Кати большие зеленые глаза; она смотрит спокойно и уверенно.
— Катя, скажите, когда вы приняли наше предложение стать приглашенным редактором, какие вы ставили перед собой цели и чего ждали от нашей коллаборации? – Тома мужественно отстраняется от мечтаний о рыжем ирландце Фассбендере.
— Мне хотелось поднять важные социальные темы и рассказать о них людям, – бодро рапортует Катя, будто ожидая этого вопроса.
Социальные проблемы, о которых упоминает Катя – это вопросы эстетического воспитания, культурной чистоплотности и образования, а также сложности, с которыми в Украине сталкиваются люди со специальными потребностями. Утвердив с новым шеф-редактором все темы, редакция порядочно замешкалась с кандидатурой для нашей обязательной беседы редактора. Уставившись друг на друга в состоянии совершенной интеллектуальной стагнации и физически ощущая перекати-поле, кружащее в пустой голове, девушки пожалуй, оставались бы в этом состоянии еще долго, если бы младший редактор Наташа Чуловская, взяв на себя роль редакционного антистресса, не начала с поистине пролетарской ненавистью размешивать сахар в своем кофе. Звук металлической ложки, нещадно колотящей по стеклу стакана, вывел редакцию из мысленного ступора, и работа пошла.
— Катя, у нас есть еще несколько общих вопросов, которые, может, покажутся вам немного наивными, но люди, столь далекие от современного искусства, как мы, не могут их не задать. – затейливо начинает Даша. – Но, допустим, я хочу начать в этом дискурсе разбираться. Где я могу почерпнуть необходимую для старта информацию?
— Уж если вы откинули стереотип о том, что все знаете и согласны с тем, что искусство может дать что-то новое, — обстоятельно отвечает Катя. – Я бы советовала начать с обычных роликов на Youtube. Это делают и BBC, и другие образовательные каналы. Я, например, в свободное время часто смотрю такие программы. Дело в том, что вы никогда не сможете на самом деле оценить красоту Сикстинской капеллы, не оперируя необходимыми теоретическими знаниями. Что стоит читать нам, в Украине? Если вы глубоко в теме, определенно стоит читать заметки Art Ukraine, colta.ru. Если нет — следить за афишами города. Сейчас, как никогда, происходит много интересных культурных событий — от концертов до показов авторского кино. Главное – это не лениться. Вечером, вместо того, чтоб отправиться в кафе, выходите из зоны комфорта и идите на лекцию. Большие программы делает Goethe Institut, British Council, интересные лекции делают Fedoriv Hub и Closer. Более того, многие подобные инициативные группы имеют диджитал-версии.
— А как правильно называется ваша профессия? Куратор современного искусства?
— Нет, я не арт-куратор. Я – менеджер проектов современной культуры. Куратор – человек, работающий с идеями и реализацией визуальных проектов и выставок. Он приглашает художников, которые помогают ему эту тему раскрыть. В свою очередь, менеджер – это тот, кто работает в более широком поле и реализует очень разные проекты. Ко мне, скажем, приходит человек и говорит: я хочу сделать выставку, что для этого нужно? Моя задача — либо предложить формат, либо реализовать проект, либо и то, и другое. Это больше зона управления. Кураторы участвуют в процессе, я же больше наблюдаю со стороны.
— Вот вы несколько раз за нашу планерку говорили о том, как губительно отсутствие культурной самоидентификации на Востоке Украины. А как вам кажется, будь она там, была бы там сейчас война?
— Я не могу категорически утверждать, что нет, не было, но определенно ситуацию было бы легче контролировать. Конечно, и в Луганске, и в Донецке есть определенное количество представителей культуры и искусства, но оно мизерно. Тем не менее, воодушевляет, что сейчас эти люди никуда не убегают и не покидают свои города, например, отдельные музеи все еще продолжают работать. Они не могут творить в других местах. Хочется надеяться, что это явление имеет тенденциозный характер.
Выпив имбирного чаю с мятой и скрупулезно обсудив каждую из предложенных Катей тем, редакция, воодушевленная абсолютно новым направлением, отдалась работе. Fin.