Лиссабон, да и вся Португалия, на протяжении большей части 20-го века томились на периферии культурной среды. С 20-х по 70-е репрессивная диктатура угнетала творческие классы, вынужденные бежать в Лондон, Париж и другие европейские города. Мода также трещала по швам: еще в 90-х не было никаких модных журналов, ни покупателей, ни журналистов, работало только одно модельное агентство. Экономика страны пала. Некогда центр глобальной торговли, Португалия превратилась в одну из беднейших стран Западной Европы.
В конце концов, Лиссабон никогда не был мегаполисом с ярко выраженной авангардной традицией, как те же Париж или Берлин, скорее наоборот — старый безвкусный католический город, известный своим пережитком фуникулеров и трамваев, недорогими блюдами из морепродуктов и блеклой колониальной архитектурой давно исчезнувшей международной империи.
В 2007 году открылся центр искусства Fabrica Braço de Prata, являющийся символом внезапного культурного становления Лиссабона.
Fаbrica Braço de Prata
Дряхлый и едва не разваливающийся фабричный комплекс Fabrica Braço de Prata претерпел физическое и духовное преобразование, когда из хиленькой, давно забытой и заброшенной оружейной фабрики, снабжавшей диктаторскую армию Салазара винтовками, гранатами и патронами, завод превратился в амбициозный культурный арт-центр в самой западной европейской столице.
За три года оружейные палаты превратились в концертные залы, выставочные площади, кинотеатры, книжные магазины, рестораны и бары. Владельцы фабрики проделали хитрый, но грамотный трюк: выделили местным художникам комнаты для проживания на территории, которую они и должны были облагородить своими работами.
Когда ревитализационное превращение случилось, стал только один вопрос: перекочует ли арт-народ из центра Лиссабона на индустриальные окраины города, чтобы посетить некогда промышленное пространство со зловещими ассоциациями с политикой и диктатурой.
Но это случилось — народ хлынул на Fabrica Braço de Prata уверенным широким шагом: ученые в твидовых пиджаках, студенты в круглых очках, татуированные детишки, буржуазные парочки с бокалами вина смешались между собой и вдохнули в место новую жизнь. Прошло время − и бывшая оружейная фабрика стала центром искусства: на разных площадках здесь одновременно играют театральные пьесы, крутят документальные фильмы, устраивают концерты и диджейские соло, проводят выставки картин, читают в книжных магазинах.
Музей современного и нового искусства Берардо
В том же 2007 году в Лиссабоне открылось «более официальное» место для экспозиции искусства — музей современного и нового искусства Берардо.
В расположенном через дорогу от монастыря иеронимитов музее Берардо была собрана одна из лучших коллекций искусства в мире, до недавнего времени принадлежавшая миллиардеру и филантропу Хосе Берардо.
На открытии музея бывший премьер Португалии Хосе Сократес скромно заявил: «Раньше европейский путь современного искусства завершался в Мадриде. Сейчас он заканчивается здесь». Впрочем, от хвастовства политика остается не так и много места, когда узнаешь, чьими работами располагает музей: Пикассо, Моне, Дали, Уорхол, Дюшан, Мондриан, Бэкон, Серра, Нам Джун Пайк, Нан Голдин, Андреас Гурски и другие.
LX Factory
Еще один удачный пример ревитализации — арт-центр LX Factory, открывшийся в 2008 году, а до этого здесь ткали нити и пряли ткани аж с 1846 года. Знакомая, очень closer (близкая) история, не правда ли?
Теперь на территории в 23 000 м² проводят всевозможные культурные мероприятия, но особо мы бы отметили «День открытых дверей» — слет художников (от 100 до 150 авторов), демонстрирующих свои произведения. Также загляните на тамошнюю барахолку, хенд-мейд-рынок и в книжный магазин Ler Devagar.
Музей дизайна и моды MUDE
Как говорят в самом музее, «MUDE − это всеобъемлющее место, посвященное всем выражениям дизайна: выставке, созданию, взаимодействию, образованию и дебатам в этой области».
Здесь легко проследить историю дизайна с 1937 года до конца двадцатого века, олицетворенную в основных течениях и стилях через мебель и предметы интерьера. Одежда, обувь и аксессуары формируют историю моды в течение того же периода, представляя вниманию посетителей работы таких авторов, как Жан-Поль Готье, Александр Маккуин, Кристобаль Баленсиага, Пако Рабан, Джордж Нельсон, Джо Понти, Джо Коломбо, Ле Корбюзье, Марк Ньюсон, Рон Арад, Вивьен Вествуд, и многих других.
У Лиссабона огромный потенциал, чтобы стать транскультурной платформой для творческих отраслей в будущем, потому что здесь есть все для ее создания: 270 солнечных дней в году, неиспользуемые и незанятые пространства и низкие цены. Хотя еще десять лет назад такое заявление вызвало бы смех у самих лиссабонцев.