В течение сентября L'Officiel и UU#Kyiv мы знакомили вас с историей киевского неофициального искусства в периоды оттепели, застоя и перестройки. В заключительном материале мы расскажем о самых ярких художниках, которые тайно или явно творили вне системы.
Вилен Барский (1930-2012, 82 года)
Вилен Барский был одним из пионеров "неофициальной культуры", зарождавшейся в 1950-е годы в Киеве. Большое влияние на молодого художника оказала увиденная в 1959 году Американская национальная выставка в Москве, где экспонировались работы Джексона Поллока и Марка Ротко. В то время Барский как раз вовсю экспериментировал с абстрактной живописью. Это станет причиной многочасового допроса в КГБ и обысков в его квартире. Барского подвергают общественному остракизму, он теряет право на участие в выставках и возможность найти официальную работу.
Вилен Барский. 1974 г.
В 1968 году Барского не без усилий принимают в Союз художников СССР. Он "подсовывает выставкому" традиционные работы, которые выставляют на республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Это придает его существованию некую "легитимность" и спасает его от клейма "тунеядец".
Вилен Барский "Насморк". 1970 г. Частное собрание
"Я приучил руководство Союза к тому, что тематических картин не делаю, а выставляю только портреты, иногда пейзажи, рисунки, графику. Конечно, оно, это руководство, постепенно все поняло — я для них стал "белой вороной", – признавался потом художник.
Параллельно, Барский не прерывает работу "над вещами личного плана" и, втихаря, одним из первых в Украине делает концептуальные произведения на грани литературы и изобразительного искусства, так называемую "визуальную поэзию".
Вилен Барский. Из серии "Огонь, дым". 1968 г. Частное собрание
В 1981 году Барский навсегда эмигрирует в Германию.
Валерий Ламах (1925-1978, 53 года)
В СССР Валерий Ламах был известен как талантливый автор политических плакатов и автор монументально-декоративных работ. На сегодняшний день в Киеве сохранились его мозаики в интерьере Речного вокзала (в соавторстве с И. Литовченко и Э. Котковым) и "Симфония труда" на фасаде жилого дома на проспекте Победы, 21 (в соавторстве с Э. Котковым).
Валерий Ламах в издательстве "Мистецтво". 1960-е гг.
В 1990 году, во время перестройки, на выставке "Українське малARTство 1960–1980-х" публике впервые показали картины Валерия Ламаха. Короткий период во время оттепели Ламах экспериментировал фигуративной и абстрактной живописью, создавал далеко не идеологические работы. Но, как признался сам, пройдя этот путь, он потерял интерес ко всем известным ему "измам" искусства.
Magnum opus Ламаха – пятитомный философский труд “Книги схем”, который он тайно писал почти 10 лет. Далеко после смерти Ламаха, его вдова – Алина Николаевна – достала “из стола” рукописи “Книг схем” и собственноручно их дешифровала. Впервые пятитомник издали в Киеве в 2012 году. А спустя 5 лет, в 2017-м, “Книги схем” представили на международной выставке современного искусства Documenta 14 в немецком Касселе.
Валерий Ламах. Из четвертой "Книги схем". 1969-1978 гг. Частное собрание
"Нас интересовали прежде всего его "Книги схем", которые состоят из текстов, в том числе поэтических, и рисунков/диаграмм. – говорит участница кураторской команды Documenta 14 Елена Сорокина. – Эти Книги можно описать как индивидуальную космологию, его собственную систему мироздания, над которой он работал более 30 лет. – "Книги схем" – это монументальный труд в стиле "ведического структурализма". Если угодно, визуальность их выстроена сугубо математически – Ламах начинает с простейших элементов, например круга – с базовой формы или формулы, поэтапно усложняя ее".
Валерий Ламах. Из четвертой "Книги схем". 1969-1978 гг. Частное собрание
Анатолий Сумар (1933-2006, 73 года)
Сумар занимался живописью недолго, но ярко. Основной период его творчества длится с 1957 по 1964 год. В то время Сумар работал архитектором, но параллельно увлекался нефигуративным искусством. В своей квартире напротив Оперного театра он обустроил мастерскую, где всего за 7 лет создал около полусотни работ, ставших его главным творческим наследием.
Анатолий Сумар. Конец 1950-х гг.
“Возникло желание испытать свои силы, желание убедиться, что можно творить другую живопись, не такую, как признается официально”, – вспоминал Анатолий Сумар.
Началом конца Сумара-художника стала выставка творчества молодых архитекторов, которая проходила всего 2 дня в Доме архитектора в 1962 году. Там он представил всего 3 картины, которые позже нещадно раскритикует первый секретарь ЦК Компартии Украины Николай Подгорный: "Нельзя мириться с тем, что отдельные работники идеологического фронта проявляют либерализм к носителям враждебной идеологии. Так, в секцию молодых архитекторов Союза архитекторов Украины попал какой-то Суммар, что уже долгое время нагло популяризирует формализм и наследует абстракционистов".
Анатолий Сумар. Ах, Пабло! 1962 г. Частное собрание
После таких выпадов, не без того замкнутый Сумар долгое время не занимается живописью. Работал дизайнером, проектировал детские игрушки. Переоткрытие творчества художника состоится в 1990 году на выставке “Українське малARTство 1960–1980-х”. Его картина "Окно с кактусами" станет обложкой каталога и плаката этой выставки. Сумар вернется к живописи в основном лишь для того, чтобы восстановить утраченные и поврежденные ранние работы.
Анатолий Сумар. Улица Ленина. 1959 г. Частное собрание
Алла Горская (1929-1970, 41 год)
У Аллы Горской было многообещающее начало карьеры советской художницы. Сразу после худинститута – всесоюзные и международные выставки, дальше – заказы от Минкульта, членство в Союзе художников. Отношения с властью начинают портиться, когда Горская связывается с украинской интеллигенцией, считавшуюся "буржуазными националистами". Сначала они основывают Клуб творческой молодежи "Современник": проводят литературные вечера, на которых открывают для себя "Розстріляне відродження", организовывают экспериментальную театральную студию, готовят постановки по роману Михайла Стельмаха и пьесе Миколи Кулиша (оба спектакля были запрещены).
Алла Горская. 1945 г.
Интерес к украинской культуре приводит организаторов “Современника” – Аллу Горскую, Леся Танюка и Васыля Симоненко – к гражданскому активизму. Они обратятся в киевский горсовет с предложением обнародовать данные про жертв массовых расстрелов, совершенных войсками НКВД в Быковне. Это станет последней каплей и в 1964 году клуб "Современник" закроют.
Алла Горская. Образ к спектаклю "Патетическая соната". 1962 г. Частное собрание
В том же году Горской и группе художников заказывают витраж для фойе красного корпуса Киевского государственного университета. Они делают предварительный вариант витража под названием "Шевченко. Мать", на котором изображают Кобзаря "в виде архаичной иконы". Администрация университета уничтожает "идеологически враждебный" витраж, а Горскую исключают из Союза художников.
Алла Горская. "Гневный Тарас". 1962 –1963 гг. Из собрания Музея ХХ–ХХI
Правда, через год членство возобновят, и художница опять возьмется за госзаказы. Во второй половине 1960-х Горская участвует в создании ряда монументальных работ. Из известных – росписи в киевских ресторанах "Вітряк" и "Полтава". В 1968 году ее снова исключают из Союза художников. Причиной стала правозащитная деятельность и поддержка диссидентов.
Через 2 года 41-летняя Алла Горская гибнет при невыясненных обстоятельствах. Друзья художницы считают, что ее смерть – дело рук КГБ.
Федор Тетяныч "Фрипулья" (1942-2007, 65 лет)
Вероятно, первый украинский перформер. В советские годы занимается абстрактной живописью и параллельно создает монументально-декоративные работы, состоит в Союзе художников.
Федор Тетянич в мастерской на ул. Перспективной. Начало 1980-х гг.
Уже в середине 1970-х рождается “Фрипулья” – это и псевдоним, и философско-этическая система, и название для множества его работ.
Одной из фрипулий была придуманная Тетянычем биотехносфера – сферическая конструкция, внутри которой есть все для выживания человека в случае фатальной катастрофы на Земле. В 1980-х он по госзаказу делает биотехносферы для оформления железнодорожного депо в городе Попасная Луганской области, помещения гостиницы "Россия" в Смоленске (построенной к Олимпиаде) и автобусной остановки в селе "Победа" Киевской области. Ни одна из них не сохранилась, а последнюю даже демонтировали из-за жалоб водителей – им биотехносфера напоминала "останки НЛО".
Федор Тетянич. Композиция. 1970-е гг. Из собрания Музея ХХ–ХХI
В конце 1980-х годов Фрипулья отходит от официальных заказов и традиционного творчества и сосредоточивается на разработке учения фрипулья.
"Фрипулья – это код, по которому человечество, воплощаясь в радиоволны, или в лучи солнца, будет воспроизводиться в любой точке пространства, сохраняя всю информацию о себе", – говорил Федор Тетянич.
Он облачается в свой блестящий костюм и начинает популяризировать учение фрипульи путем перформансов. Друзья утверждают, что "допинги" Тетяныч не любил – алкоголь и наркотики не были его темой. Все происходило “насухую”.
Федор Тетянич. Образ. 1986. Частное собрание
В последние десятилетия своего творчество занялся "ресайклингом" – собирал мусор, использовал его как материал и вообще считал, что использование мусора в искусстве спасет Землю.
Презентация цифрового Архива киевского неофициального состоится 31 октября при поддержке Украинского культурного фонда.
Читайте также: История неофициального искусства Украины: Часть 3-я. Перестройка