О ДЕТСТВЕ
Я родился в Швейцарии, в Берне. Моя мама происходила из семьи среднего класса, и ей предстояло стать идеальной домохозяйкой, но у нее был свободолюбивый нрав, и она искала другой судьбы. Так она встретила моего отца, англичанина, который приехал из Австралии в Швейцарию в поисках лучшей жизни. В общем, мои родители встретились, влюбились – и у них родились я и мой брат Люк.
Когда мне исполнилось пять лет, в 1981-м, мои родители-хиппи решили переехать на один год на остров Крит. Мы жили в заброшенном доме, в котором не было электричества и ванной комнаты. Для меня этот год был настоящим приключением, я был пятилетним мальчиком, который спал в спальном мешке вместе со своей семьей и был в максимальной близости с природой.
Но потом родители разошлись. Моя мама встретила немецкого парня Конрада, и с ним мы переехали в Германию. Я рос во Фрайбурге, там и пошел в школу. Мне повезло жить на старой ферме, которую мой отчим превратил в большую студию. Он занимался скульптурой. Когда я был ребенком, этот дом с работами отчима очень вдохновлял меня.
О ПЕРВЫХ ШАГАХ В КИНЕМАТОГРАФЕ
Когда мне исполнилось 16, я поступил в арт-школу в Новой Зеландии. Там я снял свой первый короткий фильм и понял, что хочу быть режиссером. Но из-за юношеского максимализма мне не хотелось продолжать образование, поскольку я считал, что учителя, которые преподают кино, на самом деле – режиссеры-неудачники. Мне хотелось попасть на съемочную площадку, где я смог бы наблюдать всю подноготную процесса создания фильма.
Теперь я, конечно, думаю иначе и, кстати, иногда преподаю в КАМА. Но в те молодые годы мне хотелось бунта. Я ушел из школы в 18 лет и решил сначала поехать в Берлин, но там не нашлось для меня интернатуры, и я поехал в Мюнхен, где получил работу ассистента. Эта должность была самой незначительной в иерархии киноиндустрии: нужно было порой убирать бычки с площадки, мыть пол после съемок. У меня была действительно ужасная работа, но она мне все равно нравилась, потому что я был частью съемочной группы, и только это имело значение. Так мне удалось поработать на десяти фильмах. В то время ко мне пришло осознание, что киноиндустрия – это мое.
ПЕРВЫЙ ОБРАЗ
Я давно знаком с творчеством Саши Каневского, но всегда оставался лишь восхищенным наблюдателем, который воспринимает его одежду как искусство, а не как вещи для повседневной носки. Однако, когда он создал streetwear Ubernormal, я понял, что это мой формат, и мне сразу захотелось приобрести себе что-нибудь. Но те вещи, которые мне понравились, были сразу распроданы. И тогда Саша пригласил меня в свой шоу-рум, чтобы я выбрал какой-то образ. Он сразу мне показал комбинезон серого цвета из грубой ткани, который отлично сел на меня. И меня поразило, что комбинезон, который напоминает рабочую форму механика, может выглядеть элегантно.
Нашейный черный платок сделала талантливая Юлия Стець. Я приобрел его, когда Юлия сделала небольшую вечеринку в «Окне» в честь запуска своей линии аксессуаров. Эта вещь мне особо понравилась, потому что на ней изображены анатомически правиль- ные сердца.
О СТАНОВЛЕНИИ В РЕКЛАМНОМ БИЗНЕСЕ
Когда мне исполнилось 23, один из моих боссов предложил снять бэкстейдж-видео. На то время у меня уже была должность playback-оператора. Я взял видеокамеру с маленькой кассетой и начал снимать документальный фильм о фильме. После того как я показал результат работы, мой начальник сказал мне: «Марк, тебе стоит снимать рекламные ролики, ты не хочешь сделать для нас ролик?». Тогда мне даже не приходило в голову, что в рекламной индустрии тоже нужны режиссеры. Я согласился. Через четыре недели получил работу режиссера рекламного ролика, у которого был бюджет миллион евро. Мне было только 23, и я был самым молодым на площадке, но каким-то чудом моя работа всем понравилась.
Потом наступил кризис 2000-2001 годов, клиенты не хотели рисковать и нанимать молодых режиссеров. Я решил переехать в Берлин. Все меня знали, мол, молодой талантливый режиссер Марк Уилкинс. Однако в тот период у меня совсем не было денег, и я все время шарил по карманам, чтобы найти копейки и купить хотя бы картошки. Я был просто чудовищно беден. Берлинская тусовка хорошо меня знала: модели, актеры, музыканты, они хорошо меня помнили по совместным проектам, мы встречались на кастингах, и они часто угощали меня выпивкой.
Но потом я сделал рекламную кампанию «Врачи без границ» для международной организации по оказанию медицинской помощи людям, пострадавшим в результате вооруженных конфликтов и стихийных бедствий. У них не было огромного бюджета, и мне даже пришлось занять немного денег у моих друзей, чтобы снять этот ролик именно так, как мне хотелось. Эта реклама выиграла «Золотого льва» в Каннах. И, наконец, из парня, который искал копейки в карманах, чтобы купить немного еды, я превратился в победителя с золотой статуэткой. После этого меня начали приглашать снимать рекламу по всему миру. Для человека, который в детстве спал в спальном мешке со всей семьей, это было новым открытием – позволять себе летать первым классом и жить в лучших отелях по всему миру.
О КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМАХ
За все годы работы над рекламой я никогда не забывал, что хотел создавать фильмы. Мне не хотелось умереть старым рекламщиком. Для меня было важно привнести в этот мир что-то по- настоящему значимое. Я решил снять короткометражный фильм Twilight, это было в 2008 году. В то время моя девушка получила работу в Нью-Йорке, и я переехал ради нее в Нью-Йорк. Я жил там на протяжении восьми лет, продолжал заниматься рекламой и создавать короткометражные фильмы.
В 2016-м я снял фильм Bon voyage о кризисе беженцев в Европе. Эта работа вошла в шорт-лист 89-й кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный игровой фильм».
Сейчас я снимаю фильм под названием Electric girl. Пока могу только сказать, что он о смелой украинской девушке. Совсем скоро вы сможете оценить мой труд.
ВТОРОЙ ОБРАЗ
Штаны A.P.C. я приобрел в Нью- Йорке в прошлом году. У них достаточно классический крой, но – в то же время – грубая ткань, что добавляет небрежности в образ. Я люблю сочетать их с элегантным пиджаком ISAIA, который я купил на курированной барахолке kyivness. Мне нравится его ботинки, Cirсul насыщенный голубой цвет. Мне кажется, он отлично сочетается с красным платком-паше. Под пиджак я обычно надеваю свою любимую белую сорочку H. E. Я приобрел ее, наверное, лет 10 назад, и она до сих пор идеально держит форму. Сорочку ношу с золотыми запонками, которые мне подарила моя бывшая любовь Дэниэлла. Ботинки – R.M. Williams.
О ЗНАКОМСТВЕ С КИЕВОМ
В 2005 году со мной произошла забавная история. В Каннах, на одной из бассейных вечеринок, ко мне подошел какой-то американский парень: «Йоу, мужик, ты же Марк? – спросил он. – Я Дарко, у меня в Киеве есть продакшн Radioaktive Film, есть много классных локаций, посмотри». Я, разумеется, посмотрел локации, они мне действительно очень понравились, так я оказался в Киеве, и мне предстояло снять рекламу бренда Nivea. Сначала я работал в Киеве для немецкого заказчика, потом появились проекты на локальном рынке. Разумеется, бюджеты украинского продакшна были меньше, а клиенты – слегка заносчивы, и все напоминало немного Дикий Запад, но мне все равно очень полюбился Киев.
В некоторых проектах заказчики были против меланхолии, которая редко используется в рекламе, но мне очень нравится, когда в ролике есть меланхолическое послевкусие. Я вообще вижу много красоты в меланхолии. В Киеве мне не запрещали делать рекламу, которая была, по сути, грустной. Например, мой первый рекламный ролик с «Киевстаром», когда парень накануне Рождества звонит своему дедушке и притворяется, что у него сломался автомобиль, чтобы дедушка смог ему объяснить, как его чинить.
Потом у меня появилось много друзей в Киеве, и, когда случилась Революция Достоинства, я почувствовал некую принадлежность к этой стране, чего никогда раньше не чувствовал.
О РЕШЕНИИ ПЕРЕЕХАТЬ В КИЕВ
Пару лет назад передо мной встал вопрос, где жить: в Нью-Йорке, Берлине или Киеве. В Нью-Йорке, для того чтобы поддерживать привычный образ жизни, пришлось бы снимать много рекламы, но мне хотелось выделить больше времени, чтобы посвятить себя кинематографу. Я подумал, что Старая Европа отлично подойдет для создания фильма, и решил снова переехать в Берлин. Но когда я оказался там, мне стало невыносимо скучно: все, что меня веселило в Берлине, я уже делал 12 лет назад. Также мне показалось, что город стал каким-то ленивым. Это меня буквально взбесило. Мне кажется, в современном мире мы не можем позволить себе прокрастинацию.
В Киеве я нашел молодых идеалистов, которые мечтают о лучшем обществе, о настоящих демократических, гуманистических ценностях. Конечно, это небольшая группа людей, я бы даже сказал, что она авангардна. Но, мне кажется, что судьбу общества всегда определяет авангард. В Киеве я почувствовал, что смогу стать частью изменений в истории, потому что именно сейчас они вершатся. Мне было тяжело найти подходящую квартиру. Везде было слишком много пластика и сомнительного шика. Мне это кажется определенным видом насилия, когда каждый житель пытается «модернизировать» свою квартиру, невзирая на историю здания и города. После долгого поиска я нашел идеальную квартиру на Рейтарской. Ее оформлением занимался молодой интерьерный дизайнер Эмиль Дервиш.
Сейчас я приобрел недвижимость, из которой хочу сделать арт-пространство для коммерческих современных художников Украины. Мне бы хотелось поддержать украинский арт-рынок и на- учить человека из нового среднего класса вкладываться в работы искусства.
ДЕТАЛИ
Серебряная цепочка мне досталась в подарок от моей крестной мамы из Швейцарии.
Туалетную воду Comme des garcons Standard я получил в подарок от своей близкой подруги Тани Постернак. Мне очень дорог этот аромат.
Свои солнечные очки Retrosuperfuture я приобрел в Hello glasses.
Ручку украл у своего отчима.
Часы Swiss я купил в винтажном магазине в Бухаресте. Им, наверное, лет 20.
У меня есть очень непрезентабельные часы Casio, которые я нежно люблю. Приобрел их в Берлине, они мне напоминают о жизни в этом городе, о дорогих мне людях и веселых вечерах, которые я там проводил.