Разговор с режиссером Ритешем Батрой

Герої
01.08.2018
ТЕКСТ: Янина Белоус
Индийский режиссер, чьи фильмы далеки от обычных сюжетов Болливуда и так близки европейской аудитории (вспомнить только «Ланчбокс»), глава жюри 9-го Международного  Одесского кинофестиваля, выкладывает все карты на стол.
ПОДЕЛИТЬСЯ

Кто повлиял на ваше видение кадра?

Я вырос на работах режиссера Луи Маля, его относят к французской новой волне. Мой любимый фильм срежиссирован им — «Шум в сердце».

Вы снимаете фильмы по книгам-бестселлерам. Не боитесь ли вы того, что книга будет более любима аудиторией? И как вы трансформируете персонажей из книг в фильм?

Сделать из книги фильм — на деле длительный процесс. Чем более уникальная и специфическая история — особенно если у вас есть собственное мнение о книге и вы как режиссер передаете это через свою адаптацию, — тем более успешной она будет. Не знаю почему, но фильмы, снятые по книгам, обычно менее успешны, чем сами книги. Думаю, правильная адаптация — составить свое мнение о книге и передать это визуально зрителям. Нужно изначально видеть свою картинку, представлять книгу как полноценный фильм. Литература и фильмы — две абсолютно разные вещи.

Все ваши фильмы показывают не столько внешние события, сколько внутренние переживания героев. Почему это для вас так важно?

Да, абсолютно верно. Мне гораздо больше нравится смотреть на моменты в фильмах, полные тишины. Когда вы остаетесь один на один с персонажем. Это лучшее. Такие фильмы более успешные, лично для меня.

Какие основные темы ваших фильмов? Если не говорить о душераздирающих историях о старых людях.

Наверное, это не моя работа — искать связь между моими работами. Меня вдохновляют книги и фильмы, в которых есть стремление. И когда я пишу сценарии к своим фильмам, я тоже его ощущаю.

Какая ваша настольная книга?

Этот вопрос еще сложнее, чем о любимом фильме! Мне нравится много книг, и они меняются в зависимости от того, что я читаю. «Хроника объявленной смерти» Габриэля Гарсиа Маркеса — одна из его лучших книг, потому как хорошо структурирована. Хотя я люблю вещи, которые несут в себе немного волшебства.

Говорят, съемки промо фильма «Ощущение конца» сыграли сильный эмоциональный аккорд для заказчиков из Берлина, права на фильм были куплены в считаные минуты. Как вы думаете, почему ваши фильмы так хорошо принимают в Европе?

Я не знаю, если честно. «Ощущение конца» выходит в этом году. Надеюсь, что принятие не закончится на купленных правах и много людей воспримут фильм таким, как я его хотел передать. В моих фильмах есть некий скрытый подтекст. Люди часто говорят одно, подразумевая что-то другое.

Как вы думаете, могут ли индийские истории с индийскими героями так же «путешествовать» по миру, как и англоязычные?

Я бы хотел, чтобы это случалось чаще. Сейчас это происходит раз в несколько лет. Проблема не в самих индийских фильмах, проблема в рынке. То, что сработает на локальном рынке, не всегда работает для мировой аудитории. Это разные вещи. Но я не считаю это проблемой. Это выбор, который должен сделать режиссер. Все зависит от того, кто ты и что хочешь делать. Мне нравится  создавать фильмы, которые «путешествуют». Другим режиссерам нравится делать фильмы для местной аудитории. И это нормально.

Каково это — работать с Netflix?

Это было классно. Я не помню свою первую встречу с ними на самом деле. Это было так давно. Но помню, что в целом опыт был невероятно приятным.

Роберт Редфорд и Джейн Фонда добавили глубины в обычную историю фильма «Наши души ночью» от Netflix. Какая сцена была самой сложной?

Мы снимали около 40 дней. Это были очень веселые съемки. Роберт и Джейн приятны в работе. Самое интересное началось еще до съемок фильма. Мы встретились и решили порепетировать, этот процесс затянулся на 3-4 дня. С занятыми актерами такое обычно никогда не работает, но они были щедры. Мы пытались найти интересные и неожиданные подходы к сценам. И это было вознаграждено и оценено зрителями.

Сейчас то самое время, когда фильмы моментально отражают и даже опережают события в мире. Какие темы поднимает современный кинематограф? На ваш взгляд, современные фильмы прогрессивны?

Я не знаю. И даже больше — мне все равно. Мне не интересно, какие сейчас основные темы в кинематографе. Мне нравится сидеть и писать свои сценарии, пытаться собрать собственный фильм в одно целое и жить этим моментом. Когда я создаю фильм, надеюсь, что он будет актуальным. Но я могу лишь надеяться на это. Ты не можешь сделать больше, чем... Думаю, есть люди, которых беспокоит это. Мне просто нравится рассказывать истории. Надеюсь, будет возможность продолжать в том же духе.

Если это значит что-то для меня, то это будет значить что-то и для других людей. Фильмы получаются лучше, когда есть личная связь между режиссером и историей.

Чего вы ожидали от Одесского кинофестиваля?

Обычно я путешествую ради еды. (Смеется.) Поэтому мне здесь нравится, здесь очень вкусно и люди очень приятные.

Что вы планируете делать в следующем году?

Еще не знаю! Но сейчас пишу кое-что. Так что, надеюсь, в следующем году я буду много снимать. У меня есть возможность рассказать что-то, что немного длиннее, чем обычная история. Это будет кое-что из 6 или 8 частей.

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайті доступні аудіозаписи статей, підкасти і рекомендації стилістів в аудіо-форматі. Такі матеріали відмічені відповідним знаком(зліва).