Пару дней назад в нью-йоркском Метрополитен-музее отгремел Бал института костюма — ивент с, пожалуй, важнейшей красной дорожкой с точки зрения моды. Напомним: Met Gala — ежегодное фандрайзинговое мероприятие, которое предшествует главной модной выставке года в, собственно, Метрополитен-музее. За дресс-код и списки здесь отвечает лично команда американского Vogue во главе с Анной Винтур, так что волей-неволей гостям приходится соответствовать.
Темой 2015 года был выбран Китай — аккурат к выставке China Through the Looking Glass. Чего общество ждало от нарядов на заданную организаторами тему? Стереотипов — много красного и золотого цветов, драконов и цветов, атласа и шелка. Их и получило: Сара Джессика Паркер в шляпке Филипа Трейси обыгрывает образ dragon lady, Сиенна Миллер выбирает алый смокинг Такуна Паничгула с кисточками, Крис Дженнер делает макияж в азиатском стиле — и так до бесконечности. Не отставали и парни — например, Джастин Бибер и Оливье Рустен заспамили все соцсети фотографиями того, как второй одевает первого в смокинг с золотыми узорами Balmain. Вишенка на торте из стеретипов, — это, конечно, Леди Гага в императорских размеров пальто Balenciaga.
Неудивительно, что эту красную дорожку назвали расистской влиятельные американские медиа вроде Mashable. “Мода бывает веселой и порой даже ироничной, но столь буквальному восприятию богатой культуры нет оправдения. В нашем мире глобализации смотреть на вещи под разными углами — все равно, что дышать воздухом”, — пишет редактор издания. Американцев можно понять: надевать похожие на ципао платья на красную дорожку, посвященную Китаю, — все равно, что ассоциировать афроамериканцев исключительно с Бруклином, рэпом и преступностью.
Впрочем, многим китайская тема вполне удалась. Например, Chanel: посмотрите на прелестных Анну Винтур, Дайан Крюгер и Рейчел Вайз. И Givenchy — да-да, Рикардо Тиши — все-таки мастер кутюра: доказывают это Джулианна Мур и Джессика Честейн. Неплохо выглядели и девушки в немного приторных атласных платьях Prada — Кэрри Вашингтон, Эмили Блант и Оливия Уайлд. Десятку можно смело поставить Энн Хэтэуэй в тончайшем золотом платье с капюшоном Ralph Lauren, Джорджии Мэй Джаггер в халате Gucci, Майли Сайрус и Зои Кравиц в металле Alexander Wang. Выгоднее прочих смотрелась Хлое Севиньи в специально пошитом для нее наряде J.W. Anderson. Британский дизайнер смешал китайские референсы с любимой авангардной эстетикой и 1970-ми — и, как всегда, блестяще.
Не подкачали те, кто проигнорироал дресс-код и просто выбрал красивый вечерний наряд: как Мадонна в Moschino, Граймс в Louis Vuitton, Клер Дейнс в Valentino. Интересно, что на красной дорожке есть место масс-маркету. Так, актриса Эмили Ратаковски вышла в кастомизированном Topshop, а ее коллега Ванесса Хадженс — в H&M. Вот уж воистину демократизация моды — а еще недавно такое сложно было и представить.
Популярная культура не была бы собой без мемов, и Бал института костюма подарил нам самый веселый мем недели. Единственными, кто обратился за нарядом непосредственно к китайцам, стали Рианна и ее личный стилист Мел Оттенберг. Они воззвали к помощи Александра Маккуина от Поднебесной — Guo Pei. Та предложила одно из своих ранних творений: гигантскую желтую накидку с богатой меховой отделкой. На показе Guo Pei к ней прилагалось монструозных размеров 50-килограммовое платье, но Рианна и Мел Оттенберг опустили этот момент и решили надели дизайнерский предмет поверх того, в чем мать родила. Результат — десятки веселых сравнений РиРи в накидке со всем подряд — от омлета и пикачу до Белль из “Красавицы и чудовища” и кхалиси из “Игры престолов”.
На этом мемы совсем не заканчиваются. Троица Бейонсе, Джей Ло и Ким Кардашьян пришла в платьях под копирку: прозрачных и облегающих, с декором, закрывающим интимные места, и шлейфом: у первой — Givenchy, у второй — Roberto Cavalli работы Питера Дундаса, а у третьей — Versace. Несмотря на общность решений, Бейонсе выиграла битву за первенство: она попросила мужа Джей Зи сделать пару фотографий в платье до бала и выложила их в Instagram. А молодая американская певица и балерина FKA Twigs пришла на дорожку не только под руку с бойфрендом Робертом Паттинсоном, но и в платье по мотивам осенне-зимней коллекции Christopher Kane, где вещи складываются из затейливых кружев, стилизованных под разные части человеческого тела. Загвозка лишь в том, что среди этих самых частей пытливые журналисты умудрились разглядеть член — благо, вещь привычная американской популярной культуре.
Кто и как вышел на дорожку Met Gala 2015 и что это повлекло за собой — понятно. Но ради чего все это затевалось? Заметьте, что, несмотря на кажущееся разнообразие дизайнеров, основная сила все-таки сосредоточена в руках ключевых персонажей люксового сегмента, и появление среди них молодых дизайнеров —скорее исключение из правил. Это вполне логично, ведь ковровые дорожки — многомиллионная история пиара и маркетинга. Бренды относятся к красным коврам уберответственно: важные выходы амбассадоров и друзей для них — способ повысить лояльность тысяч клиентов и продать даже не столько коллецию одежды, сколько линейку косметики или парфюма (помните о кросс-промоушене, на котором строится бизнес доброй половины марок). И, в этом плане, что сработало лучше — эпатажный лук Леди Гаги или элегантный выход Хлое Севиньи — большой и важный вопрос.