Маршрут по киевским местам Казимира Малевича

Статті
15.08.2017
ПОДІЛИТИСЯ
8 локаций для поклонников творчества великого авангардиста
ПОДІЛИТИСЯ

Казимир Малевич родился в Киеве в 1879 году в доме своей тети на улице Бульонской, 15, которую позже переименовали в улицу Малевича, отдавая должное знаменитому киевлянину. Тетя будущего художника отвела молодой семье две комнаты на втором этаже. В середине ХХ века дом снесли, чтобы построить на его месте другое здание: корпус Института электросварки. Крестили юного Малевича в костеле святого Александра, где сохранились записи об этом важном происшествии и где венчались его родители. 

В семье Малевичей было 14 детей, однако до взрослого возраста дожили только 9 из них – включая, очевидно, и Казимира, который был старшим сыном в семье. Отец Малевича, Северин, был руководителем сахароваренного завода, принадлежавшего предпринимателю и знаменитому меценату Михаилу Терещенко. Завод находился в деревне в Харьковской области, и потому большую часть своего детства Казимир провел в украинских селах – его семья путешествовала из городка в городок, отважно преследуя сахарную свеклу. Именно благодаря этому художник на всю жизнь сохранил влюбленность в украинскую глубинку с ее аутентикой, народными песнями и пестрыми, яркими цветами деревенских нарядов. Украинских крестьянок Малевич позже назовет своими первыми преподавателями искусства. «Село занималось искусством (этого слова я тогда не знал). Словом, оно делало такие вещи, которые мне очень нравились. В этих вот вещах и крылась тайна моих симпатий к селянам. Я с большим волнением смотрел, как делают селянки росписи, и помогал им мазать глиной пол хат и делать узоры на печах. Селянки прекрасно изображали петухов, лошадок и цветы. Все краски изготавливались на месте из разных глин и синьки. Я пробовал перенести эту культуру на печи у себя дома, но не получалось. Говорили, что я пачкаю печки. Доставалось и заборам, стенам сараев и т. д.», - вспоминал Казимир. Однажды Северин Малевич взял сына с собой на ярмарку; там в одной из витрин юный Казимир увидел картину, изображающую девушку, чистившую картошку. Ошметки кожуры на полу восхитили мальчика – они были, по его воспоминаниям, безупречно написаны, и выглядели будто настоящие. 

Однако первым официальным учителем Казимира Малевича, представившим его живописи, стал Николай Пимоненко, у которого был свой класс в Киевской рисовальной школе Мурашко. Школу, к слову, тоже спонсировал Терещенко, выделив на ее содержание баснословные 150 тысяч рублей. К Пимоненко Малевич относился с большим пиететом и почтением.  «Большое впечатление на меня произвели его работы. Он показал мне картину “Гопак”. Меня потрясло все увиденное в его мастерской — множество мольбертов, на каждом картины, изображающие жизнь Украины…», - пишет в воспоминаниях Малевич. Не раз Казимир заходил в студию Пимоненко, которая находилась на Гоголевской улице; художник вдохновлялся своим учителем, и отголоски его творчества часто можно было увидеть и в полотнах Малевича.

В 1928 году Малевича пригласили вернуться в Киев – его друзья, преподаватели Киевского художественного института, Лев Крамаренко и Андрей Таран, предложили Казимиру тоже стать профессором и читать лекции украинским студентам. Параллельно с этим Малевич пробует себя и в качестве журналиста и публициста и пишет статьи об искусстве в журналы "Нова генерація" и "Альманах-авангард". Согласно изречениям самого Казимира, он «лечил» студентов от реализма, страха перед цветом и «живописной неврастении». Малевич анализировал работы своих подопечных и выяснял, каким образом те смогут отыскать собственное направление в искусстве.

Параллельно с работой с юными умами Малевич продолжал художественную практику: так, ему поступило предложение украсить конференц-зал Всеукраинской академии наук, расположенной на Владимирской улице. Малевич написал эскиз под названием «Крестьянка и крест», попытавшись создать образ украинской Голгофы. Разумеется, это полотно не нашло отклика в бюрократических сердцах, и проект не утвердили; зато сейчас этот набросок находится в архивах НХМУ. Находясь в Киеве, Малевич пишет пейзаж, запечатлевший весну в Святошине под Киевом. Художник в принципе часто признавался, что хочет вернуться в Киев; он считал себя украинцем, скучал по вареникам с ягодами и сметаной и полтавскому салу и всегда смазывал черный хлеб чесноком. Однако позже Малевич напишет, что Богоматерь уберегла его от переезда – иначе, возможно, ему пришлось бы просить милостыню на улицах подобно киевскому художнику Светославскому. Малевич, впрочем, и сам никогда не жил богато – за исключением периода работы в ленинградском Институте художественной культуры.

Киев остался важной точкой на биографической карте художника до конца жизни: именно здесь прошла его последняя прижизненная выставка; она состоялась в нынешнем помещении музея русского искусства. Экспозиция имела успех и даже была продлена на месяц, а среди представленных работ Малевича киевляне могли увидеть даже знаменитый «Черный квадрат».

ПОДІЛИТИСЯ
На сайті доступні аудіозаписи статей, підкасти і рекомендації стилістів в аудіо-форматі. Такі матеріали відмічені відповідним знаком(зліва).