Поколение Y и «расстрелянное возрождение»

Герої
13.03.2018
ТЕКСТ: Ярослав Солоп
Восприятие течения времени после тридцати проявляется не только в идентификации себя как вполне еще молодого, умудренного опытом активного человека или осознанием достигнутого с постепенным вычеркиванием пунктов из списка несбывшихся желаний, но и внезапным пониманием того, что рядом выросло новое поколение во всех смыслах взрослых людей.
ПОДЕЛИТЬСЯ

Чувство невероятного удивления усиливается, когда сталкиваешься с результатом действий родившихся в девяностые – они не только создают собственный социальный контент, но и самостоятельно формируют стойкий набор ценностей, определяющий впоследствии их устремления. Люди- игрек напоминают нам представителей начала прошлого века: такие же самовольные, свободолюбивые и категоричные. Немудрено, ведь на время их взросления пришлись военные конфликты, распад Советского Союза, интенсивное развитие всевозможных технологий и коммуникаций.

Их привычку аккумулировать и брать на вооружение исключительно важные для себя идеи сложно назвать эмоциональным расточительством. Так произошло и с проектом СЕМЕНКО100, который ни в коем случае не иллюстрирует поэзию основоположника украинского футуризма, а скорее является сопереживательной, весьма тонкой визуальной формой реакции на авангардные сочинения представителя поколения «Расстрелянного возрождения».

Для того чтобы восхититься очевидным сходством творческих личностей двадцатых годов прошлого столетия c художниками поколения Y, будет нелишним напомнить о ключевых тезисах и стремлениях основателей авангардных направлений литературы начала XX века.

Футуризм, зародившийся в Италии, нашел своих последователей и в украинской литературе – лидером футуристов считается Михайль Семенко, который теоретически обосновал идейно-эстетические основы новорожденного украинского течения.

Заявив о сожжении своего «Кобзаря», Семенко бросил вызов обществу, однако не тем, что выразил неуважение к Шевченко, а тем, что опротестовывал систему создания кумиров. Становление нового направления в литературе было достаточно сложным и болезненным по нескольким причинам. Во-первых, футуризм пытался осознать технологический бум и городской урбанизированный мир двадцатых. Поэтому в стихах футуристов читается почти обожествление техники, увлечение величием индустриального производства. Во-вторых, у футуристов идеология властвовала над эстетикой. Именно идеология вносила деструкцию, поскольку среди современников Семенко присутствовал негативизм относительно достижений цивилизации и культуры, что очень напоминает общие настроения современности и реакцию на происходящее представителей творческой интеллигенции, родившихся в 90-е.

01 00
ПОДЕЛИТЬСЯ

Возвращаясь к личности поэта, важно обратить внимание на судьбу героя проекта. Звезда гения, ярко вспыхнув на небосклоне украинской литературы, неожиданно погасла. Футуризм, как и другие литературные направления, действующая коммунистическая власть сочла вредным и антисоветским. Все художники должны были творить в одном направлении, который назывался «социалистический реализм». Попытки писать по требованию, мягко говоря, не вдохновили поэта. Он вернулся к своим идеалам, чего коммунистические лидеры ему не простили, как и многим представителям украинского авангардизма. В 1937 году Михайль Семенко был обвинен в контрреволюционной и террористической деятельности и после пыток приговорен к расстрелу.

Что говорят о СЕМЕНКО100 издатель и участники проекта:

Ольга Гайдаш, художница, родилась в 1991 году, живет в Берлине.

Идея проекта СЕМЕНКО100 прежде всего художественная и начинается с большой формы, оставляя повествование практике и процессу. Каждая книжка, даже та, что состоит из одного разворота, имеет начало, середину и завершение. Каждая содержит временной отрезок. Это – коробка из 100 разных маленьких идей, которые могут воплотиться во что-то огромное для нас позже или для читателя/зрителя сейчас. Вдохновитель проекта, безусловно, великий поэт, с которым, несмотря на разницу в сто лет, мы очень сдружились и полностью ему доверились. Даже придумали себе, что он нам – тоже.

 

Романа Рубан, художница, родилась в 1992 году, живет в Киеве.

СЕМЕНКО100 – единственный из проектов, который, как кажется, просто не мог не случится с нами. Не было сомнений и раздумий, мы просто делали то, что не могли не делать. Когда много общаешься с единомышленниками, решения приходят сами по себе. Так было и у нас. Мы разные, каждый со своим характером, взглядами, вкусами, но принцип работы у нас чем-то похож. И, наверное, именно эта гремучая смесь позволила искренне проделать такой пласт работы, в котором мы не задевали друг друга и не спорили с самим Семенко.

Екатерина Лесив, художница, родилась в 1993 году, живет в Киеве.

СЕМЕНКО100 – это проект, который непросто себе позволить. Он требует тотального включения. Так вышло, что в определенное время у нужных людей были силы и возможность включиться на 100 % без ожиданий и ставок. Мы не ориентировались на определенный формат – были рады процессу так же, как и результату. От нас ничего не ждали, и это давало свободу. Смысл проекта заключался в том, чтобы исследовать собственные границы. Получилась очень естественная резиденция, рассеялось много зерен. Практически во всех идеях, над которыми работаю сейчас, я нахожу корни в книгах из коробки СЕМЕНКО100.

Столь тесная работа с материалом, в нашем случае – с текстами Семенко, позвляет очеловечить его. Такая вневременная влюбленность стала во многом решающей, как бы романтично это ни звучало.

Михаил Букша, художник, родился в 1992 году, живет в Киеве.

СЕМЕНКО100 – проект, который начинался с упражнений в совершенствовании подхода к работе с визуальным книжным языком, соответственно формам. Это переросло в целостное художественное высказывание о времени, взгляде и восприятии.

Интерпретируя то или иное стихотворение, я подходил к поэзии Семенко с разных сторон – через смысл, ощущения от прочитанного, ассоциации с другими текстами, визуальными работами, ситуациями и т. д. Тем не менее главной целью оставалось создание на базе одного произведения – другого, которое в той же степени будет как отличным от него, так и схожим с ним. В период создания проекта было проведено немало работы над собой. Любой коллективный процесс вынуждает к трансформации, изменениям, и это происходит непроизвольно, иначе можно просто сойти с дистанции. По пути вперед уже не замечаешь, как подключился к общему эгрегору и мыслишь через нескольких людей. Открыв коробку со 100 книгами и 100 стихами, зритель/читатель будет вынужден начать взаимодействовать с ними – именно это мне кажется одним из самых важных особенностей проекта.

Дмитрий Казаков, главный редактор издательства «Лоцiя», родился в
 1989 году, живет в Киеве.

Основным побуждением напечатать сто книг СЕМЕНКО100 послужила ситуация, когда мне довелось увидеть студенческие работы вышеупомянутого проекта на «Книжном Арсенале» в 2016 году. Я постеснялся предложить молодым авторам сотрудничество, предполагая, что они отдадут предпочтение более раскрученным издательствам, чем «Лоцiя».

Но, пообщавшись с Сашей Андрусик (куратором Рlivka) и Яном Спектром (директором Рlivka), которые также обратили внимание на проект, мы пришли к общей идее реализовать его.

После принятого решения последовали полтора года каторжной работы. Компромиссы с дизайном, приведение архива в соответствие одному академическому источнику, обнаружение текстов других авторов среди стихотворений Михайля Семенко. Поиск разных видов бумаги, долгие встречи и споры. Приладки, макеты, печать, фасовка тиража по комплектам и укладывание книг в коробки.

Интенсивная история. Она проверила нас на прочность.

Этот проект важен не только и не столько потому, что он первый в Украине – СЕМЕНКО100 не ставит памятников, а ведет себя со стихами мертвого человека таким образом, как будто он жив.

Только так можно с поэтами.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).