У меня есть возможность работать над тем, что мне интересно. Я чувствую себя свободно в творческом проявлении.
Техники, по которым меня чаще всего узнают – это кафельные объекты и мозаика. Они идеально вписываются в городскую среду.
Я больше люблю последние проекты, над которыми работала недавно, они меня больше волнуют. Если у меня появляется что-то новое, то к старому я становлюсь более равнодушной.
Для того чтобы охарактеризовать XXI век одним произведением искусства, придется его вначале создать.
Я скорее ориентируюсь на международный контекст, потому что там я просто один из художников.
Я работаю с теми аспектами действительности, которые мне интересны. Одна из основных тем в моем творчестве – урбанистика , она касается изменения лица города.
Когда Forbes опубликовали рейтинг художников и я попала на обложку, – это была просто журналистская катастрофа. В тексте была абсолютно непроверенная информация. Написали, что моя самая дорогая работа была продана в 2005 году за 5 000 евро. Это уже давно неправда, уже много раз работы были проданы и дороже. Почему никто не удосужился поинтересоваться?
Мне нравится работать, глядя на ситуацию издалека, соблюдая дистанцию, а потом облекать это в художественную форму.
Полученный мною опыт обусловливает то, что я буду делать. Чаще всего это очень хаотичный процесс.
Я очень не люблю делать произведения на злобу дня, но был период, когда я посвятила себя именно этому занятию. У меня была потребность реагировать, высказываться и осмыслять то, что происходило в стране.
Мне нравится приглашать зрителя заглянуть в чужую реальность. Так было, например, с проектом «Жилмассив».
На открытии проекта Second hand на «Дарынке» мы постарались сыграть с маркетинговой стратегией собственную игру. На пригласительных было указано, что будет разыграны десять iPhone Pro, и мы попросили людей написать свои имена и бросить их в барабан. Потом специальный человек оглашал 10 победителей, которым мы раздали нарезанные из темной советской плитке, телефоны. Мои друзья-художники очень обрадовались такому выигрышу, а те люди, которые пришли выигрывать iPhone, конечно, расстроились.
Взаимодействие двух миров – мира искусства, такого далекого, рафинированного, и непосредственного мира, как, например, «Дарынок», где все бурлит: розыгрыши, объявления, акции, «два по цене одного» – самый увлекательный процесс работы.
Последний проект, который был представлен в Монако, я сделала совместно с «Iзоляція». На ярмарке Арт Монте Карло в нашем боксе мы представили аналоговый рынок: палатка с овощами и фруктами из кафеля, стол с мясными изделиями, отлитыми из бетона с начинкой из камней, ряд с яйцами и манекен в платье из советской плитки. Искусство продавалось на вес, получилось очень забавно. Наша инсталляция контрастировала с окружающей арт-ярмаркой, где все одинаково, дорого и гламурно.
У меня нет образования архитектора, но мне очень нравится эта отрасль. Когда я впервые столкнулась с установкой объекта в публичном пространстве, поняла, что это совершенно другая задача. Она интересна тем, что в ней внешние факторы влияют на смысл самого объекта.
Мне очень нравится инициатива «ДЕ НЕ ДЕ», где художники выезжают в экспедиции по Украине и отслеживают остатки советского прошлого в виде художественных объектов: памятников, мозаик, архитектуры.
Наш украинский контекст – вещь искаженная. Тут есть какие-то люди, которые поддерживают определенных художников, и это постоянный список имен – изо дня в день один и тот же. Только потому, что кто-то кого-то продает, и все.
Хочу отметить Мишу Алексеенко, молодого художника, который на Троещине в квартире своей бабушки организовал пространство «Квартира 14». В котором проходят выставки украинских художников из разных городов. Есть день открытия, когда все могут прийти, а потом уже по звонку можно посетить экспозицию. Такие низовые инициативы намного симпатичнее, чем какие-то выставки а-ля «20 лучших художников» или «20 молодых художников» в больших пространствах, я не хочу тратить даже ни минуты на проекты такого рода.
Украинская ситуация в сфере искусства вообще не соотносится с мировой. Мало кто из художников пытается делать что-то новое и актуальное, связанное с реальными событиями и социальными изменениями.
Мне интересно делать работы в публичной среде – это постоянное взаимодействие с городом и его изучение.
Я испытываю отвращение к политическим раскладам. Особенно в нашей стране.
Рисовать – это как играть на музыкальном инструменте. Если ты рисуешь каждый день, у тебя классно получается. Если ты забросил, то потом очень тяжело начать. Сейчас, уже пару лет, стараюсь рисовать, но эти работы никуда не пойдут. Просто формальные упражнения для руки и глаза, скажем так.
От политики у меня сейчас переутомление и перегруз. Есть необходимость немного дистанцироваться. Но все равно это невозможно не замечать, потому что оно сквозит просто повсюду.
Мне очень нравится простая красота, ненарочитая, случайная: ты встречаешь ее, она тебя впечатляет, и ты просто идешь дальше.
Изначально я все делаю для себя. У меня есть определённая планка, но, если эту планку идея не проходит, я ее в мир не выпускаю.
Мне симпатично искусство, которое мыслит другими категориями, а не просто желанием выдать продукт.
Мои работы говорят сами за себя, а личность отходит на второй план.
Я пребываю в мире с собой. Единственное, что не люблю в себе, – это когда в конце каждого проекта у меня происходит аврал. Тем не менее всегда получается так, что я все успеваю. Так что подсознательно я думаю: «Так может, и не надо ничего менять?».
Текст: Настя Калита
Фотограф: Ярослав Бугаев