До 19 августа в киевской галерее The Naked Room проходит новая экспозиция украинской художницы, номинантки премий МУХи (2012) и PinchukArtCentre (2013) Алины Копицы. "Искусство Алины переносит нас в мир абсолютной раскрепощенности, секс-позитивности, игривости. Здесь нет места для стыда, укоров и гендерных ограничений. Алина не провоцирует, не создает умышленное напряжение — она просто делится собственными наблюдениями тем способом, который вызывает доверие и интригует, и приглашает нас немного поиграть", — рассказывает куратор выставки Pause. Play. Stop Марк Рэймонд Уилкинс.
Алина начала работать в технике апсайклинга еще в 14 лет (хотя тогда не было даже такого слова). От коллажей из картона и вырезок из старых глянцевых журналов она постепенно перешла на пластиковые бутылки, целлофановые пакеты, а затем к работе с текстилем. Несколько поколений в семье Алины работали в швейной промышленности, и дома всегда были остатки тканей, которые художница начала трансформировать в искусство. Во время открытия экспозиции мы встретились с Алиной, чтобы подробнее узнать о процессе работы и двух ключевых темах творчества художницы — феминизме и женской сексуальности.
Первый вопрос — на злобу дня. Как для тебя прошла самоизоляция?
Как только ввели карантин в Швейцарии, мы (я и мой партнер) пересдали нашу ателье-квартиру и переехали в село, где проживает около 600 человек и где нет ни одного магазина. В это время мы начали работать над новым видео. Также я вышила новый коллаж, который не включен в экспозицию, но который можно посмотреть в офисе галереи The Naked Room. Глобально ничего не поменялось, но в целом это было очень приятное время, как и для большинства знакомых художников/художниц, которым я задавала подобный вопрос.
Ты давно не была в Киеве? Он сильно изменился для тебя за время отсутствия?
Я бываю в Киеве приблизительно каждые полгода. Замечаю, как появляются новые высотные здания. Из изменений к лучшему заметила велодорожку на Рейтарской.
В этом году ты окончила университет в Цюрихе. Расскажи о своем выпускном проекте. О чем он был?
Дипломный проект еще не закончен. Выставка выпускников будет, предположительно, в январе. Я начала работать над инсталляцией "Их вечеринка" (Their party). Эта работа является аллюзией на работу Джуди Чикаго "Званый ужин" (The dinner party), которая в свое время была ответом на работу Леонардо да Винчи "Тайная вечеря".
На картине Леонардо да Винчи за столом одни мужчины. В инсталляции Джуди Чикаго места за столом зарезервированы для 39 женщин. А я в своей работе хочу отдать дань почтения людям, которые помогли понять, что существует не только женский и мужской пол, а что градаций пола и гендера гораздо больше, чем все привыкли считать. Я готовлю стол, на котором будут расположены керамические объекты плюс текстильные портреты художников, теоретиков, активистов, которые ставили под сомнение жесткие и дискриминирующие гендерные рамки.
"Игра. Пауза. Стоп" — название выставки можно интерпретировать по-разному. Какой смысл в него вкладывала ты?
Изначально название было придумано на английском — Play. Pause. Stop. И я имела в виду принцип вербальной коммуникации "Светофор", который иногда используется в практике БДСМ. Расшифровывается он так: зеленый — "продолжай, мне нравится"; оранжевый — "полегче, приостановись, это близко к моим лимитам"; и красный — "остановись совсем". Но это лишь одна из возможных интерпретаций.
В целом это выставка о коммуникации в сексе, о проговаривании своих желаний и проживании своих фантазий. Это выставка о пространстве игры, которая строится на равноправии участников, безопасности и свободе выбора.
Ты давно работаешь в технике апсайклинг. Были в твоих новых работах Play. Pause. Stop использованы какие-то особенные материалы с историей?
Салфетки для серии работ "Наши игры" (Our games) я нашла поздним вечером на улице в Цюрихе, они были аккуратно сложенными и лежали в коробке с запиской Gratis ("Бесплатно"). Подобным образом был найден и пиджак для работы "Белый гетеросексуальный мужчина".
Расскажи, как происходит процесс создания? Ты выбираешь полотно, материалы и они сами тебя ведут или сначала эскиз, а потом поиск реализации?
Чаще всего материал подсказывает мне сюжеты. Но бывает и наоборот: есть идея — и потом уже ищу способы реализации. Но также возможен и третий вариант, где отправной точкой послужило место, где была запланирована презентация работы, как, например, случилось с работой "Кукольный домик", где изначально был только размер окна-витрины арт-пространства Sihlhalle в Цюрихе, в котором позже была выставлена эта работа.
В работе "Кукольный домик" есть аллюзии на работы других художников. По какому принципу ты их выбирала? И почему именно эти сюжеты?
Строго говоря, в этой работе есть аллюзия только к одному художнику — это Кацусика Хокусай и его работa "Сон жены рыбака". Остальные сюжеты навеяны литературными произведениями Захера-Мазоха, Маркиза де Сада и Джона Фаулза. Художников и писателей, которые затрагивали тему фетиша и взрослых игр, гораздо больше, но, мне кажется, именно эти авторы повлияли на формирование современной культуры БДСМ наиболее сильно.
Одним из самых эффектных экспонатов стал секс-алфавит (прим. ред. — видеоинсталляция, в которой Алина с партнером показывают буквы алфавита разными секс-практиками). Как проект разнообразил вашу сексуальную жизнь? Какая буква далась вам труднее всего и почему?
Алфавит для взрослых состоит из двух частей, точнее существует две отдельные работы. Одна — "Мой алфавит", это текстильный коллаж, который состоит из 26 кусочков ткани с вышитой буквой, словом, начинающимся с этой буквы, и рисунком, иллюстрирующим слово. К этому коллажу также прилагается текст, в котором можно найти объяснение, почему именно это слово было выбрано.
Другая — это совместная работа с моим партнером Coco Schwarz, видео "Наш алфавит". Обе работы созданы по одинаковому принципу, но отличаются способом подачи и интерпретацией некоторых букв. Идея пришла случайно, когда я разложила перед собой около 30 одинаковых кусочков ткани разных оттенков. На оба проекта ушло около года, не учитывая того, что некоторые видеофрагменты были созданы раньше. Было сложно найти слово для буквы Х. После долгих раздумий мы выбрали Xenophilie (ксенофилия), в противоположность ксенофобии, это любовь или интерес к чужому или чужим. Но как показать это в видео? И где вообще проходит разделение между своими и чужими? Это граница своего района, города, страны, континента или все же планеты? В конце концов для этого видео мы использовали мою силиконовую скульптуру, которая символизирует условные инопланетные формы жизни.
Есть ли у тебя чувство стыда или неловкости перед зрителем за свою наготу? Вот, например, человек видит тебя голой на видео — и тут же на открытии выставки. И наоборот, замечала ли ты неловкость со стороны зрителя по отношению к себе?
В истории искусства существует устоявшаяся традиция, где перформер выступает обнаженным. Это уже норма, которая абсолютно приемлема на территории художественных институций. Но искусство не было бы искусством, если бы не стремились расширять рамки того, что можно считать искусством. Пару лет назад я участвовала в фестивале Body and Freedom Festival, где идеей организаторов было выйти за рамки белого куба галереи в публичную среду города. Во время этого фестиваля не только подготовленная публика могла видеть обнаженных перформеров, но и случайные прохожие, просто на улице. Но швейцарцы оказались достаточно подготовленными, и даже если это была не совсем их тема, проходили мимо, лаконично комментируя: "Ah, das ist Kunst" ("Да это искусство").
Но в любом случае лично для меня обнаженное тело никогда не являлось чем-то, чего нужно стыдиться. Я разделяю мнение одного индейца, который удивился, с чего бы это ему надо стыдиться быть обнаженным, ведь, как он сказал, "у меня все лицо". Так же и мне непонятно, чем мое тело хуже лица? Мне бы очень хотелось, чтобы к обнаженному телу относились проще. И нагота не считалась чем-то постыдным в принципе.
В центре зала стоит смятый розовый стул — что он символизирует?
Ответ можно прочесть в книжке "Мой алфавит" (прим. ред. — один из экспонатов), на странице 5, где размещена буква С и слово chair ("стул").
В современном мире феминисток становится все больше. Относишь ли ты себя к их числу, ведь в твоих работах много о принятии себя и своего тела?
Да, я считаю себя феминисткой, и я очень благодарна феминисткам прошлых поколений, за то, что сегодня я могу сама выбирать партнеров, открыто говорить о сексе и о том, что мне нравится, что я хочу и чего не хочу, получать образование и посвящать себя творчеству.
Всего лишь 100 лет назад это было бы невозможным, а в некоторых странах невозможно и сейчас. И кто знает, как будет в будущем. Есть хорошая книга Маргарет Этвуд "Рассказ служанки", в которой рассказывается о дочери феминистки, считавшей, что борьба окончена и можно посвятить себя ребенку и мужу. Но в один прекрасный день она проснулась в антиутопическом мире, где оказалась лишенной каких-либо прав не только как женщина, но и вообще как человек.
Можно считать этот роман полной фантастикой, но видя, что в Польше опять запрещены аборты, а в России ужесточают законы, преследующие за пропаганду гомосексуализма, становится страшно. Ведь свобода, которая кажется сейчас такой само собой разумеющейся, была кем-то отвоевана и может быть потеряна опять.
Как ты считаешь, современная борьба женщин за свои права – не стала ли она слишком агрессивной по отношению к мужчинам?
Течений и ответвлений феминизма очень много. И в разных странах своя специфика, разные цели и отправные точки. Я могу поделиться только своими скромными наблюдениями о распределении гендерных ролей в Швейцарии и Украине. Притом что феминистки в Швейцарии считают, что еще со многим нужно бороться, ситуация несоизмеримо лучше, чем в Украине. По моему мнению, когда права и возможности женщин более-менее равны с правами мужчин, то в выигрыше оказываются не только женщины, но и мужчины.
Если опять вернуться к сексу, то мужчине должно быть приятнее иметь дело с женщиной, которая с ним не из-за нужды и не в обмен на какие-либо блага, а из-за искренней симпатии, что будет более вероятным в обществе, где женщина будет иметь возможность, так же как и мужчина, делать выбор самостоятельно, а не быть объектом, который выбирают. Да, многим мужчинам может не нравиться, что теперь могут выбирать их. Но это не повод расстраиваться и ныть, что вот пришли феминистки и все испортили, а повод развиваться и совершенствоваться.
Чем дальше от равноправия мужчин и женщин, тем больше женщин делят на целомудренных и развратных. С первыми связывает дом и семья, а со вторыми — разовый тайный секс. В таком обществе царит двойная мораль и о честности друг с другом не может быть и речи. Что абсолютно не способствует здоровым отношениям, полным любви, хорошего секса и глубокого доверия.
Если бы у тебя была возможность дать 3 совета женщинам о раскрытии своей сексуальности. Какие бы они были?
1. Не бояться. Не бояться проявлений своей сексуальности, не бояться осуждения, не бояться делиться своими фантазиями и воплощать их. Не бояться в принципе, ведь "страх съедает душу". Но все же помнить о добровольности, разумности и безопасности.
2. Говорить. Говорить со своим партнером/партнершей/партнерами о том, как именно хочется, что приятно, а что нет. Что понравилось и чего хотелось бы еще.
3. Попробовать составить свой личный алфавит для взрослых. Хотя бы мысленно.
Над съемкой работали:
Фото: Сергей Васильев
Ретушь: Кристина Степанок
Продюсер: Диана Мельникова
MUA: Ольга Дядюн
Читайте также: Кураторы The Naked Room Лизавета Герман и Мария Ланько: "Мы бы хотели создать Музей современного искусства"