Режиссер Марыся Никитюк: "Кино — это командная работа"

Интервью
12.09.2018
ТЕКСТ: Наталья Васюра
ПОДЕЛИТЬСЯ
Откровенное интервью
ПОДЕЛИТЬСЯ

Марыся Никитюк сняла несколько короткометражек, перед тем как взяться за свой первый большой фильм. В 2016 году на Каннском фестивале она получила приз ScripTeast Award за сценарий к картине "Когда падают деревья". В начале этого года фильм был показан на Берлинале, а летом исполнительница главной роли Анастасия Пустовит стала лучшей актрисой, по мнению жюри Одесского кинофестиваля. В широкий прокат фильм "Когда падают деревья" выходит 13 сентября.

Рубашка-кимоно BOBKOVA

Марыся, чувствуете ли вы волнение накануне всеукраинской премьеры?

Волнение, конечно, присутствует – мне важно и интересно, как зритель воспримет картину, я очень ее люблю. У меня нет особых ожиданий, просто буду наблюдать за зрительской реакцией. Опыт моих коллег показывает, что это неконтролируемая ситуация, ее можно подогреть маркетингом, пиаром, но суть фильма от этого не поменяется. Поэтому я не знаю, как будут реагировать зрители на мое кино, надеюсь только, что их будет много, и это, пожалуй, все, на что я могу надеяться. Безусловно, хочу, чтобы они полюбили этот фильм, хотя он непростой, со сложным и болезненным высказыванием.

С какими проблемами вам довелось столкнуться в процессе создания фильма?

Во-первых, мы делали фильм в копродукции с Польшей и Македонией, а за границей о тебе никто не знает, ты дебютант, да и о твоей стране там тоже особо никто ничего не знает. Поэтому было сложно найти людей, которые поверят в тебя, в твоего продюсера, в твой сценарий. Но нам повезло, что во время программы ScripTeast Award, еще на этапе создания сценария, к нам пришел сейлз-агент. А любой режиссер-дебютант вам скажет, что получить его до того, как начаты съемки, практически невозможно. К тому же я хотела, чтобы фильм снимал польский оператор Михал Энглерт, что в итоге получилось, но для этого было не достаточно ни моего веса, ни веса страны. Многие боялись работать с Украиной и до сих пор боятся.

Во-вторых, ощущалась нехватка и ресурсов, и времени: подготовка длилась всего два месяца, что для меня было очень сложно, да и на площадке возникали какие-то трудности, несмотря на то, что все было подготовлено. К таким вещам вырабатывается устойчивость только с опытом. Чем больше ты снимаешь, тем спокойнее ты их воспринимаешь.

Вы пришли в кино из журналистики и театральной критики, у вас нет профессионального образования. В какой момент вы решили, что хотите, а главное – будете снимать?

В 13 лет я решила, что стану писателем, занималась и занимаюсь этим до сих пор, у меня есть одна изданная книга "Бездна", сейчас готовлю вторую. Но долгое время меня не печатали. В моем мировоззрении все было несправедливо, и нужно было как-то жить, зарабатывать, поэтому сначала появилась журналистика как профессия, потом театральная критика, далее скрестились мои познания о театре и литературные наработки – так возникла драматургия, и я начала писать пьесы.

В то время Влад  Троицкий организовывал театральные лаборатории, а позже, в 2011 году, мы с Натальей Ворожбит и Андреем Маем создали фестиваль "Неделя актуальной пьесы". Но опять все шло не так, как мне хотелось. В этот же период началась активная работа Госкино, был практически на коленке снят первый альманах короткометражек "Мудаки. Арабески", сценаристов не хватало, поэтому было решено создать лабораторию для следующего проекта "Украина, Goodbye!". И Влад Троицкий отдал свою базу драматургов продюсерам проекта. Вот так я туда и попала, и мне наконец-то показалось, что это мое место. Тогда я была в большой депрессии, не понимала, что мне дальше делать: Япония, в которую я хотела эмигрировать, оказалась не настолько дружелюбной, как мне хотелось, театр отошел, мне было 24 года… А здесь какие-то люди пишут, снимают кино. Но мне хотелось контролировать финальное высказывание, проще говоря, заставить режиссера снимать то, что я хочу, но кино – это командная работа. Чем четче ты видишь картинку, тем лучше ты ее транслируешь своей команде и тем лучше получается фильм. А для этого нужен опыт съемок. Вот с этого все и началось.

Куртка, брюки, ботфорты, все — BOBKOVA

А что вам дает режиссура? Вы чувствуете себя реализованным человеком, снимая кино?

Когда я работала над первым короткометражным фильмом, то не хотела его снимать, но мне нужно было его сделать, чтобы понять, могу ли я в таких условиях существовать. Режиссура – это безумно стрессовая вещь, от поиска высказывания и его формулировки до поиска финансирования картины. И ты доказываешь, почему это важно, почему ты можешь это сделать. Это стрессовый процесс до самого конца – когда зрители смотрят в зале, а ты сходишь с ума, понравится им фильм или нет?

Так зачем вы снимаете?

А так весело. По-другому я уже не ощущаю жизни в полной мере, написание – создание – съемки – это работа со своими энергиями, это подключение чужих энергий и материализация пространства, которого раньше не существовало. Только что это было написано – и вдруг это уже реальность, ничто становится чем-то. Не то чтобы ты становишься создателем, но ты принимаешь участие в процессах, более интересных и сложных, нежели твоя обыденная жизнь. Ты чувствуешь себя звеном, которое принимает и передает информацию. Так жить и сложнее, и легче одновременно.

Какой вы режиссер? Ваши актеры говорят, что во время съемок им приходилось выходить из зоны комфорта...

В фильме "Когда падают деревья" и я, и многие актеры – дебютанты. Я пыталась заразить всех своей эмоцией видения. Обычно я много рассказываю, показываю им настроенческие вещи, даю читать книги, мы долго готовимся, прорабатываем весь сюжет фильма. И когда это происходит, все участники процесса что-то привносят, я даю им достаточно свободы, а они в таких условиях хотят работать и раскрываться, предлагают новые вещи. Я даже не называю их командой, они соучастники, и я хочу, чтобы нам всем было интересно создавать вместе.

Фильм выходит в прокат, а вы тем временем активно заняты в новых проектах.

Да, я закончила сценарий для Наримана Алиева, который будет снимать тяжелый, но при этом очень светлый фильм "Домой". Довожу до совершенства сценарий к моей следующей картине "Серафима". Заканчиваю писать новую книгу "Бонни и Женя грабят шлюх" – нечто среднее между повестью и романом, она выйдет, наверное, следующей весной.

Что дает вам энергию для создания таких разных проектов?

Когда работа спорится и я понимаю, что пазлы складываются, то получаю большой эмоциональный заряд. Я очень люблю читать, сейчас в основном это научпоп по астрофизике, антропологии, мне нравятся книги историка Юваля Ноя Харари, "Красота физики" Фрэнка Вильчека. Мир настолько интересен, в нем столько уникальных вещей, что понять их с позиции одного направления невозможно. Поэзия и математика сильно связаны, это абстрактные миры, которые смотрят на все с разных точек, но их соединение помогает раскрывать суть того, что ты видишь. 

 

Стилист: Анна Гончарова

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).