Фильм-концерт — это возможность попасть на лучшее шоу любимой группы, не выходя из дома. А если его ещё и снял режиссёр уровня Мартина Скорсезе, то это однозначный свайп вправо. Мы собрали 9 таких картин: от классики-классики до современного украинского арт-проекта "Розділові наживо", который покажут в украинских кинотеатрах 11 декабря.
T.A.M.I. Show ("Шоу T.A.M.I."), 1964, реж. Стив Биндер
Шоу T.A.M.I. собрало выдающийся лайн-ап: The Beach Boys, Chuck Berry, James Brown, The Supremes, The Rolling Stones и многих-многих других. Самих исполнителей достаточно, чтобы не оставить фильм без внимания.
T.A.M.I. расшифровывается как Teenage Awards Music International (Международная подростковая музыкальная премия). Планировалось, что такие концерты будут проходить ежегодно, а после — транслироваться по всему миру.
Планам не суждено было осуществиться, и состоялось лишь одно шоу, которое вошло в историю как первый рок-фильм-концерт. Чуть позже "Шоу T.A.M.I." признали культурно значимым и кино попало в библиотеку Национального Конгресса США.
Monterey Pop ("Монтерей-Поп"), 1968, реж. Донн Алан Пеннебейкер
Разговор о Донне Алане Пеннебейкере невозможен без щепотки восторженных прилагательных. Как минимум, достаточно знать, что он обладатель "Оскара", а его влияние просматривается во многих современных non-fiction-работах.
Пеннебейкер ворвался в музыкальную документалистику, отправившись в тур с Бобом Диланом (фильм "Не смотри назад"). К моменту съёмок "Монтерей-Поп" он уже был в хорошей кинематографической форме и готов к чему-то новому. Им стал пре-Вудсток-концерт, который собрал многих будущих звёзд рока (чего стоит один Джимми Хендрикс!).
В отличие от "чистых" концертных фильмов, Пеннебейкера интересует не только музыка. Он создаёт портрет эпохи. Так что вы увидите всё, что происходит вокруг концерта: от комментария местных властей, которые "бідкаються", и прихода первых гостей до самих перформансов и реакции публики.
Woodstock ("Вудсток"), 1970, реж. Майкл Уэдли
"Вудсток" — один из самых успешных фильмов-концертов в мире. Он портретирует поколение шестидесятых и показывает тот самый фестиваль, который впоследствии стал легендой.
"Вудсток" собрал полмиллиона посетителей (и это в городке, где проживало всего 2000+ жителей), что превысило ожидания организаторов примерно в 10 раз. Для всех этих людей не хватало еды, не были обеспечены соответствующие санитарные условия, а идущий дождь всё только усугублял.
Фильм вышел под стать размаху фестиваля. Команда картины сняла 120 часов материала, который с трудом уместили в почти трёхчасовое кино (режиссёрская версия длится 225 минут!). Но даже в этот тайминг вложили слишком много. Фильм "Вудсток" использовал инновационный для того времени приём разделённых экранов (полиэкран). То есть в один момент вы видите сразу два действия. Кстати, эта идея пришла в голову одному из рядовых монтажёров проекта — Мартину Скорсезе.
The Last Waltz ("Последний вальс"), 1978, реж. Мартин Скорсезе
The Band достойны отдельного фильма, а не только записи концерта. Исполнители группы сопровождали Боба Дилана в его первом мировом туре, написали с ним целый "подпольный" альбом и считаются изобретателями кантри-рока. С такими заслугами не грех позвать документировать последний концерт самого Мартина Скорсезе (который как раз получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах за "Таксиста").
А снимать есть что: "Последний вальс" (так называется и шоу) собрал всех исполнителей, которые повлияли на The Band или сотрудничали с ними. Это культовые имена вроде Боба Дилана, Ринго Старра, Эрика Клэптона, Нила Янга, Мадди Уотерса. Впрочем, не обойдётся и без нескольких баек от музыкантов коллектива, кадров звукозаписывающей студии и толп фанатов. Это те "золотые стандарты" фильмов-концертов, которые как раз во многом были зацементированы благодаря картине Скорсезе.
Talking Heads — Stop Making Sense (Talking Heads — "Не ищи смысла"), 1984, реж. Джонатан Демме
Джонатан Демме — автор культовых фильмов "Молчание ягнят" и "Маньчжурский кандидат". В свободное от съёмок полнометражного кино время он берёт камеру и отправляется запечатлевать концерты. В частности, Джастина Тимберлейка и Нила Янга.
Первой ласточкой стал "Не ищи смысла" Talking Heads. Сошлось всё: группа на пике формы и популярности, а сам режиссёр уже отточил ремесленные навыки и медленно двигался в будущее — к лучшим работам.
Тут нет ничего лишнего: только исполнители и их музыка (ну и куда же без танцев). Никаких бэкстейджей и закадровых откровений, даже публика, и та редко попадает в кадр. Демме снял эталонный фильм-концерт, который стал примером для наследования последующим поколениям.
Beastie Boys — Awesome; I Fucking Shot That! ("Beastie Boys. Я — это взрыв!"), 2006, реж. Адам Яух (под псевдонимом Натаниэль Хёрнблоуэр)
Сейчас каждая музыкальная группа знает: если попросить фанатов поснимать концерт, что-то хорошее точно получится. Десять лет назад это было совсем не очевидно, и Beastie Boys выступили первопроходцами. Группа собрала самых преданных поклонников, вручила им 50 камер и взяла обещание не прекращать снимать. Что они и сделали: задокументированы даже походы в туалет и покупка пива!
Если вы когда-нибудь записывали видео на концерте, то примерно знаете, как выглядит "Beastie Boys. Я — это взрыв!". Это трясущаяся картинка, выкрученный на максималку зум и странные ракурсы. Но собранные из огромного количества материала кадры отлично передают атмосферу события. Короче, Awesome; They Fucking Shot That!
Sigur Rós: Heima ("Хейма"), 2007, реж. Дин Деблуа
С исландского "Хейма" переводится как "дом", и это лучшее описание для вошедшего в фильм тура Sigur Rós. В 2006 году команда завершила мировое турне, и финальной точкой стала Исландия. Тут группа дала серию необъявленных маленьких концертов по всей стране, придирчиво выбирая "построковые" локации: заброшенные заводы, лагерь протестующих против постройки завода алюминиевых руд и т. д.
В тур с Sigur Rós отправился Дин Деблуа — мягко говоря, довольно неочевидный выбор. До этого в активе режиссёра была съёмка мультфильма "Лило и Стич" и работа над сценарием "Мулан", а после — трилогия "Как приручить дракона". К слову, в первой части трилогии в титрах звучит песня, написанная вокалистом Sigur Rós.
Впрочем, Деблуа отлично справляется со своей работой. Он снимает музыкантов во время их многочисленных выступлений, даёт им выговориться в непродолжительных интервью (привет "Последнему вальсу"), а визуальный ряд песен монтирует с исландскими пейзажами. И музыка группы им очень подходит.
Nirvana: Live at the Paramount, 2011, реж. Марк Ракко
Nirvana: Live at the Paramount вышел как дополнение к юбилейному переизданию альбома Nevermind. Nirvana в расцвете сил, их песни популярнее работ Майкла Джексона, а концерт проходит в родном городе группы. Совпадают все факторы для того, чтобы записать одно из лучших концертных видео эвер.
Судя по всему, Марк Ракко (позже станет сорежиссёром клипа Lithium) думает примерно так же. Он снимает концерт на 16 мм плёнку, а также даёт указания операторам запечатлевать абсолютно всё, что происходит на сцене. Получается зернистая и очень "гранжевая" картинка, под стать музыке группы.
"Розділові наживо", 2019, реж. Вадим Ильков
"Розділові" — это мультимедийный проект, который создаётся на пересечении современной поэзии, перформанса, музыки и видеоарта. L’Officiel уже писал о нём раньше, и больше о проекте можно узнать тут. В этом году "Розділові" прекратили живые выступления и отправились развивать интерактивный формат rozdilovi.org. Но увидеть, как выглядел их перформанс, можно благодаря картине Вадима Илькова.
"Розділові наживо" полностью сосредотачивается на сцене и участниках действа. 11 камер улавливают все нюансы эмоций и ювелирно передают ту самую атмосферу проекта. Вообще, стоит отметить, что фильм-концерт — это жанр, который не практикуется в украинском кино. Так что любая работа в этом формате автоматически вызывает интерес.
Кстати, Ильков не впервые сотрудничает с проектом. В 2015-м он представил фильм "Вальс Алчевськ", который документировал рождение и одно из первых выступлений "Розділових" в их новой инкарнации. Так что вполне логично, что теперь он запечатлевает его окончание.
Читайте также: Что посмотреть вечером: 7 комедий в стиле гротеск