Какими модными навыками мы обязаны школе дизайна Баухаус

Тренды
25.04.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ
"Не смотри туда, они из Баухауса!"
ПОДЕЛИТЬСЯ

Высшая школа строительства и конструирования Bauhaus была основана 25 апреля 1919 года в Веймаре архитектором Вальтером Гропиусом и примкнувшими к нему единомышленниками и соратниками Василием Кандинским, Ласло Мохой-Надем, Джозефом Альберсом, Марселем Брейером, Паулем Клее, Йоханнесом Иттеном и другими. Описать масштаб влияния Bauhaus на мировое искусство, предметный, архитектурный дизайн и моду в рамках одного повествования просто невозможно. Но достаточно будет сказать, что Bauhaus изменил быт всего человечества, а его манифест рациональности и функционального дизайна сформировал многие наши привычки, без которых сегодня нам бы пришлось нелегко.

Не бояться быть странными

Пока студенты классических художественных академий томились в режиме традиционных и догматических принципов изучения искусств, копировали академические акварели и античные статуи, ученики Bauhaus меняли мир. Курс в школе начинался с изучения цвета и его психофизиологических свойств, фактуры, формы и их взаимодействия в пространстве. Главной задачей для студентов было не тиражирование декоративных элементов, а фактическое создание произведений, которые можно было бы применить в жизни, поэтому экспериментальный дух, царивший в школе, порождал огромное количество разговоров и пересудов в припавшем пылью академическом обществе. Студентам Bauhaus, например, положено было находить различные предметы — от щепок в лесу до остатков чьей-то разбитой посуды на свалке, по настоянию преподавателя Йоханнеса Иттена, и трансформировать их в украшения, костюмы, предметы быта, интерьера или архитектурные формы. Для чего это было нужно? Не ради пустой забавы, а для того, чтобы глубже проникнуть в суть окружающих нас вещей и природы, выстраивая с ними целесообразную практическую связь и изучая различные функции.

"Триадический балет", поставленный в 1922 году преподавателем школы Оскаром Шлеммером. Кадры из реконструкции 1970-х и оригинальные эскизы

 

Всё это было такой дикостью для обывателя, привыкшего к искусству в золоченых рамах, что студентов Bauhaus сторонились. Последние к тому же экспериментировали не только с предметами, но даже с собственной внешностью: девушки коротко остригали волосы, а молодые люди носили длинные шевелюры, одежда их представляла собой невероятное нагромождение материалов, фактур и предметов. В обществе принято было считать, что ученики этой школы — настоящие мракобесы, к которым лучше не подпускать юных девушек. И всё же индивидуальность, которую транслировали своим видом и поведением представители Bauhaus, захватывала других людей, постепенно вселяя в умы идеи о том, что для развития человеку необходимо научиться понимать природу вещей, найти их практическую ценность и примерить на своё существование, расширив таким образом границы собственной жизни.

Люди, которые отважились на изучение себя, своей индивидуальности и объединения идей с внешними проявлениями, вызывают с некоторых пор интерес, но не отторжение, и во многом этому способствовали ученики и преподаватели Bauhaus, разнеся в своё время новые принципы эстетики и дизайна по всему миру. Буддист и мистик Йоханнес Иттен, преподававший теорию цвета, и вовсе ходил в монашеской одежде и налысо брил голову, а своим видом вызывал у обычных людей эмоции, варьирующиеся от шока до восторга.

Adeam SS 2015, Armani Privé SS 2019 Couture, Junya Watanabe SS 2015, Junya Watanabe SS 2015, Valentino FW 2014, Alexander McQueen FW 2014

 

Развивать логику и воображение

Иттен, будучи одним из первых преподавателей школы, разработал подготовительный курс для студентов, который ставил перед ними три основных задачи: высвобождение творческих сил, раскрытие художественных способностей обучающихся, овладение основными принципами формообразования и законами цвета и формы, новым, объемным видением мира, — что позволяло находить четкие предпосылки для сознательного выбора учеником своей будущей специализации. На занятиях и внеклассных заданиях студентам доверено было создавать своими руками мебель, скульптуры, одежду, посуду и даже строить дома для себя и преподавателей. Высшей целью школы было создать принципиально новое понимание мира вещей, поставив настоящий эстетический эксперимент века, который привёл бы к тому, что окружающее человека пространство, выстроенное по законам искусства, со временем изменило бы и самого человека. Видеть в каждом предмете смысл и эстетическую ценность, объединять различные формы и функции, создавая практически целесообразные произведения, а впоследствии ощутить себя живущими в мире удивительного и прекрасного — такой была цель каждого, кто примыкал к течению Bauhaus, и это работает до сих пор.

Слева: картина преподавателя школы Пауля Клее "Красный мост", 1928. Справа: картина преподавателя Оскара Шлеммера "Лестница Баухаус"

 

В 2014-15 годах на подиумах царил настоящий рассвет эстетики Bauhaus — от коллекций Junya Watanabe и Alexander McQueen, с отсылками к тканым полотнам ученицы Ани Альберс, до Valentino и Вестминстерского колледжа моды. В сезонах 2018-19 художественные элементы работ представителей движения также встречались в показах знаменитых модных домов. Mary Katrantzou посвятили целую коллекцию культовой школе, а в кутюрной коллекции Armani Privé весна 2019 одно из платьев составило отсылку к картине одного из преподавателей школы, Пауля Клее, "Красный мост".

Carolina Herrera SS 2012, Carolina Herrera SS 2012, Primavera SS 2016, London College of Fashion FW 2015, Westminster University FW 2015

 

Слева: гостиная архитектора Людвига Мис Ван Дер Роэ, директора школы Bauhaus (1930 - 1933). Справа: набор стульев дизайнера Марселя Брейера, которые стали прообразом для современных офисных стульев (1920-е)

 

Слева: схема взаимодействия цветов Йоханнеса Иттена. Центр: преподаватель школы, мистик Йоханнес Иттен. Справа: картина Йоханнеса Иттена

 

Работать с функциональным гардеробом

Сами того не ведая, мы следуем постулатам школы о целесообразности, практичности и многозадачности, органично просочившимся во многие сферы нашей бытовой жизни с течением десятилетий. В каждом доме, каждом общественном заведении, так или иначе присутствуют видоизмененные произведения бытового дизайна, созданные адептами движения Bauhaus: минималистичная посуда, квадратные ручки дверей и чайников, хромированные ножки стульев и авангардные ковры в геометрических узорах, ложки, электроприборы, зеркала и цветочные горшки... и ещё сотни привычных нам вещей.

Mary Katrantzou FW 2018

 

В манифесте основателя школы Вальтера Гропиуса было сказано: "Высшая цель любой творческой деятельности — строительство! Ранее изобразительное искусство было подчинено великой архитектуре и его благороднейшая из функций заключалась лишь в декорировании архитектурных сооружений. Сегодня изобразительное искусство и архитектура самодовольно не замечают друг друга, и это можно исправить лишь сознательным объединением усилий представителей всех ремесел. Архитекторы, живописцы и скульпторы должны вернуться к пониманию композитного характера строительства как процесса в целом, так и в многочисленных его частностях".

Знаменитая ученица школы Ани Альберс и её тканые полотна

 

Благодаря наследию Гропиуса декоративность как таковая более не работала по старым принципам, а новым эстетическим ресурсом стала сама суть вещей: линии, геометрические формы и чистые, насыщенные цвета. Всё продумывалось с учетом необходимости, быстрой, продуктивной и комфортной работы в пространстве, все предметы имели смысл и множество функций. Точно такие же принципы исповедуются дизайнерами и имиджмейкерами уже не один десяток лет относительно выстраивания внешнего образа, базового гардероба и личного имиджа. Работа с геометрией тела, цветом, композицией форм и линий, инновационные методы конструирования одежды — всем этим мы обязаны школе Bauhaus. Золотые правила работы с гардеробом — это переосмысленные на модный лад правила работы с окружающим, рожденные в стенах школы. Мы подбираем несколько предметов верхней одежды к одним брюкам и аксессуары подходящей фактуры, которые сможем применить с большим количеством вещей, и изобретаем новые формулы оптимальных капсул одежды точно так же, как ученики Bauhaus изобретали функциональные произведения из различных материалов, находя им как можно более широкое применение в быту. Только представьте, что, разделяя свою фигуру на условные зоны, затемняя или высветляя те или иные участки (например, черный пояс на белом платье, подчеркивающий талию, и графичный вырез на спине, делающий вашу осанку изящной), вы фактически воспроизводите художественные занятия в классах Bauhaus.

Слева: костюм из постановки балета Оскара Шлеммера (1922). Центр: культовый комбинезон Дэвида Боуи. Справа: фигуры "Триадического балета" Оскара Шлеммера

 

В школе училось количество женщин, равное количеству мужчин. Ученики и ученицы создавали вещи, не обусловленные гендерными стереотипами. Например, Марианна Брандт разрабатывала системы освещения, а её металлические чайные cервизы до сих пор производит итальянская компания Alessi — чайники именно этого дизайна нам всем известны еще с детства.

Важнейшая для всего человечества идея собственного видения и понимания вещей, индивидуальности и чистого творчества — то, что было выведено в универсальную и применимую к жизни форму именно в школе Bauhaus. И если нам снова нужно будет отправить в дальний космос носители с информацией о Земле и человечестве, это художественное наследие станет одной из самых значимых иллюстраций нашего мира.

Читайте также: Колонка фэшн-редактора L'Officiel Online: Как современная мода учит нас быть добрее друг к другу

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).