Какие самые приятные и неприятные впечатления остались у вас от учебы в консерватории?
Очень хорошие воспоминания остались об изучении современного танца, о встречах с друзьями и знакомстве с некоторыми преподавателями. А вот то, что меня исключили из консерватории практически через две недели после того, как я туда поступил, конечно, не лучшее из воспоминаний!
На кого из долгожителей сцены вы равняетесь в своей сценической карьере?
Вообще-то ни на кого. Хотя есть немало людей, которыми я восхищаюсь. Что каса- ется долгожителей среди танцоров, я бы назвал Уильяма Форсайта и Маги Марен, чья творческая эволюция меня впечатляет. Им удается обновляться и эволюционировать в течение всей их карьеры. Ну и, конечно, Пина Бауш, которая занималась хореографией до последнего дня.
Вы планируете выступать в каком-то одном жанре или видите себя в разных на- правлениях?
Я никогда не ограничивал себя одним жанром. Я снимаю кино с 18 лет, иногда и сам снимаюсь в фильмах. Сегодня эта сфера мне наиболее интересна. Был период, когда я работал моделью.
Под какие песни или композиции вы могли бы танцевать сольно?
Я могу танцевать под самые разные вещи! Думаю, танцевать можно под любую музыку.
Каким танцем вам так и не удалось овладеть в совершенстве? Танго, фокстрот?
На самом деле я никогда не занимался бальными танцами, хотя иногда они меня вдохновляют, особенно в работе над фильмами.
Как бы вы определили такие понятия, как «изящество» и «дурной вкус»?
Изяществом может быть волшебная встреча или чудесное знакомство, случайное столкновение или взаимное наложение в один момент каких-то вещей или явлений, которое меня взволнует. Противоположность изяществу – вульгарность. Вульгарность это упрощение идей, их опошление, низведение до общего уровня. Но в мире нет ничего однозначно черного или белого, между этими двумя крайностями существует множество интересного, и суть человеческой природы как раз в балансировании между ними. Я люблю искусство, которое стремится поднять эстетический, интеллектуальный уровень публики, которое идет на риск не давать зрителю того, что он обычно ожидает.
Вам знакомо понятие запретного удовольствия?
Наверное, нет... У меня нет ощущения, что я лишаю себя каких-то удовольствий или что-то себе запрещаю.
В каком другом виде искусства или спорта вы усматриваете что-то от танца?
Танец можно видеть во всем – во всех видах искусства и спорта. Даже в боксе. А танец, в свою очередь, может вдохновляться всем, чем угодно.
Какой из видов искусства лучше всего улавливает и отражает моменты танца? Какое произведение приходит вам на ум?
Каждый вид искусства по-своему отображает дух танца. Конечно, в первую очередь вспоминается полотно Матисса «Танец», картины Пикассо или рисунки и скульптуры Родена. То, что больше всего нравится лично мне и что я смог постичь благодаря танцу, это абстракция, которую я теперь воспринимаю, как поэзию. Меня также трогают жесты. Я часто сталкивался с этим в кино. Какие-то жесты или моменты из фильма обретают абстрактный или хореографический характер. Я вспоминаю киноленты Цая Минляна или нарочитую медлительность героев и их позы в фильмах Маргерит Дюрас. Целый ряд работ Антониони, Пазолини и Куросавы. Последние кадры из «Джерри» Гаса Ван Сента или жест подростка в фильме Висконти «Смерть в Венеции». Можно перечислить еще столько режиссеров и сцен!
Кто из хореографов, по вашему мнению, сильнее всех сломал привычные коды? И нужны ли сегодня танцу революции и революционеры?
Я думаю об Айседоре Дункан и Мерсе Каннингеме, но были и другие... Любое искусство всегда нуждалось в революциях, даже при том, что сегодня многие творческие люди изначально руководствуются идеей о свершении революции и это уже стало чем-то привычным. Самыми выдающимися революционерами в искусстве являются не те, кто хотел свершить революцию, а те, кто следовал своим естественным желаниям, потому что они не могли иначе.
Чем вы сейчас занимаетесь?
Готовлюсь к съемкам следующего фильма, который буду делать в сотрудничестве с двумя американскими писателями. Это будет нечто среднее между фантастикой и экспериментальным кино. В картине будет рассматриваться роль повествования и интерпретации образов. Одновременно я пишу сценарий научно-фантастического фильма, но об этом пока еще рано говорить.
И в заключение вопрос-ловушка. К кому вы ближе – к Фреду Астеру или Джину Келли?
Они оба потрясающие... Но, наверное, все же к Фреду Астеру!
Стилист: Mauro Biasiotto
Модель: Adrien Dantou для Success
Продюсер: Terry Saxon
Ассистенты фотографа: Rémi Desclaux, Marco Gazza
Ассистент стилиста: Dora Chouaïeb
Цифровая обработка фото: Antoine Bernard