В Киеве открылся парк современной скульптуры Volume Park. Почему это важно?

Мистецтво
12.07.2018
ПОДЕЛИТЬСЯ
ПОДЕЛИТЬСЯ

6 июля в Киеве, в парке «Наталка» на Оболонской набережной, открылась выставка современной скульптуры – проект под названием Volume Park придумали и воплотили в жизнь Марина Радинская, Катерина Рай и Светлана Старостенко. В рамках экспозиции представлены работы известных украинских скульпторов – по задумке авторов идеи, эта выставка должна уравновесить безвкусицу и ЖЭК-арт, поглотившие сейчас городское пространство. Им в противовес выставляется современное искусство – оно станет ближе и понятнее горожанам, сформировав при этом внешний вид Киева.

Мы поговорили с Катериной Рай, соавтором и куратором Volume Park, и обсудили, для кого открыта экспозиция, зачем нужно искусство в пространстве города и о работах, которые теперь сможет увидеть каждый желающий.

 Василий Грубляк, «Пульсар»

О локации

Одна из целей проекта Volume Park – создать постоянный парк современной скульптуры, который станет местом, где любой человек сможет встретиться с объектами искусства в абсолютно непринужденной обстановке, не в контексте музея или галереи, а просто гуляя на свежем воздухе с друзьями или детьми. Потому локация, которую мы представляли себе для первой экспозиции, должна была быть максимально свободной от каких-либо тематических привязок, сложных архитектурных решений, она должна была быть открытой для посещения и в то же время быть ухоженной и чистой. Парк на Оболонской набережной как раз подходил. Тем более что наша идея о парке скульптуры очень понравилась директору парка – и она пошла навстречу и позволила организовать нашу первую временную экспозицию Volume Park на своей территории. В дальнейшем мы планируем создать парк в постоянной локации. Где она будет – увидим. Мы планируем предложить городу целый проект скульптурного парка и выбрать под него правильное место.

 

О скульптурах

Больше половины работ создавались специально для Volume Park: «Ни один не больше не» Катерины Бучацкой, «Фантом» Данила Шумихина, Amorefati Ильи Новгородова – все эти объекты были созданы для экспозиции. Но некоторые уже экспонировались ранее. Например, световую инсталляцию Василия Грубляка «Пульсар» могли видеть в рамках фестиваля света Kyiv Lights Festival, «Ухо» Алексея Золотарева – на его персональной выставке «Интерференция», а работу «Конформист» Виталия Протосени – в рамках проекта «Больше чем скульптура». Все представленные работы отвечают единой концепции, которую мы определили для первой экспозиции, – «Сад вопросов». Мы хотим поговорить о том, что волнует каждого из нас сегодня в вопросах развития страны, города, каждой личности в нем. Мы предлагаем интегрировать в контекст публичного пространства произведения художников, которые касаются темы памяти, мемориализации, архаики, распределения территорий и, конечно, человека, который существует сегодня в условиях постоянной интерференции определений и ценностей.

Алексей Золотарев,

Хотела бы более подробно остановиться на произведении нашей гостьи из Риги Гундеги Эвелон, которая создала работу «Невидимые знаки». Это ленд-арт-объект, точнее два объекта, которые она разместила в парке. Один из них представляет собой знак ТМ (Trade Mark), который выкопан в земле, а второй – (с), знак авторского права, в виде клумбы. В условиях нашей политической и социоэкономической ситуации в Украине вопрос о фактическом и правовом владении землей/территорией настолько актуален, что художница без особого погружения в местный контекст сумела почувствовать болевые точки нашей страны за несколько дней пребывания в Киеве.

А вот скульптура Данила Шумихина «Фантом» – это, по словам самого автора, «собирательный образ положительных и отрицательных фантомных воспоминаний о прошлом, настоящем и неопределенном будущем, заключенных в материальную оболочку». Здесь художник затрагивает сразу несколько важных вопросов, среди которых, например: чему сегодня обязана служить скульптура, кто должен или не должен стоять на постаментах, что такое «памятник» и что с ним происходит в процессах деполитизации и так далее. 

 

О трендах в публичном искусстве 

Самый главный тренд в современном мире – это мода на искусство. В любой развитой, успешной стране объекты искусства создают целостный культурный фон в городах. Скульптура в Израиле, например, или Германии, или Лондоне часто не отыгрывает никакой роли, кроме как элемента, заполняющего пространство. Просто они находятся в контексте города, становятся эмблемами туристических мест, но по своей изначальной функции они призваны создавать здоровую атмосферу, которая позволяет аудитории развиваться.

Виталий Протосеня, «Конформист»

 

О готовности общества к знакомству с современным искусством

Одна из наших экспертов, которая участвовала в дискуссии, Наталья Мандра, сказала: «Если вы думаете, что благодаря одной выставке вы измените социум, то вы либо очень наивные, либо глупые». Я полностью с ней согласна. Конечно, мы пошли на эксперимент. Мы интегрировали в тело города современную скульптуру, совершенно не подготовив к этому публику. Нет у нас в стране традиции выставлять в публичном пространстве современное искусство. У нас искусство либо в музее, либо в книгах, но не на улицах. И это огромная проблема. Пора понемногу делать социуму инъекции, прививать ему любовь к качественному, правильному искусству. Человек просто должен привыкнуть к тому, что вокруг него существует этот культурный фон, и он поневоле начнет стараться в нем разобраться, начнет читать, изучать. Иначе не сработает.

Катерина Бучацкая, «Ни один не больше не»

 

О других проектах по популяризации искусства

Проект Volume Park изначально больше, чем просто выставка. Мы позиционируем себя как институция: во-первых, структура проекта состоит из нескольких важных ключевых элементов – партнеров, которые объединились для реализации идей Volume Park. Это весомые общественные организации, которые заявили о себе на рынке и уже несколько лет как действительно занимаются реформированием культурного сектора в нашей стране на уровне законодательства, образования, международных коллабораций. 

Илья Новгородов, Amorefati

Это такие организации, как: ГО «Конгресс активистов культуры», ГО «Национальный союз художников Украины», ГО «Скульптурный цех», British Ukrainian Society, ТОВ Kiev Fashion Park. У каждого из партнеров существует четко обозначенная роль, которую он выполняет, и все эти организации направлены на одну цель – развитие сектора визуального искусства в Украине.

Данил Шумихин, «Фантом»

Во-вторых, сфера нашей деятельности не замыкается только на проведении выставок скульптуры под открытым небом. Volume Park – это также резиденция для художников, работающих с объемным искусством. Резиденция «Радиус» (находится в Киеве на улице Малевича) совсем недавно запустилась и приглашает художников, кураторов, арт-критиков и искусствоведов со всего мира для совместной работы и исследований. Также Volume Park – это дискуссионная панель Weekend with Volume, которая существует уже 3 года. Главная ее цель – изучение и исследование искусства скульптуры и ее трансформации в современном мире. Она проходит в формате живых и виртуальных (Skype) встреч с известными украинскими и международными скульпторами и экспертами. И еще Volume Park – это площадка для молодых специалистов, которую они могут использовать в качестве возможности себя проявить.

 

Познакомиться с Volume Park можно на Facebook и в Instagram.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).