О книге про украинскую современную фотографию: Миша Букша и Ярослав Солоп

Герои
24.10.2018
ТЕКСТ: Валерия Дорош
Прогнозы о книгоиздательстве, холодная война печатных и электронных книг не останавливают энтузиастов Мишу Букшу и Ярослава Солопа начать издательское дело. О книге про современную украинскую фотографию, сообщество фотографов UPHA и визуальную эпоху – в интервью.
ПОДЕЛИТЬСЯ

Почему в эпоху, когда весь мир тяготеет к хранению информации в цифровом виде, вы решили заняться изданием книг?

М. Б.: Являясь художниками, мы воспринимаем книгу, прежде всего как арт-объект. Предмет, состоящий из визуальной формы, содержания и концепции, рассказывает о времени, в котором он создан. Читать или рассматривать изображения в книге с продуманным дизайном, сочетающим в себе подходящую бумагу, шрифт, верстку, цветовые решения, иллюстрации и т. д., – это совершенно другой опыт и другой способ восприятия информации, нежели прочтение или просмотр материала в интернете. Несмотря на то, что большую часть времени человечество проводит в диджитал-пространстве, мы продолжаем ходить в кино, на выставки и концерты. Человек всегда будет тяготеть к получению максимального опыта от взаимодействия с тем или иным видом искусства. Важно также помнить о неизменном желании обладать предметом, в данном случае книгой, хранить и передавать ее из поколения в поколение.

Какая интенция у издательства?

М. Б.: На первый взгляд, в сегодняшнем изобилии информации легко потеряться. Тем не менее, если очертить четкие рамки и заняться узкоспециализированной деятельностью, можно добиться успеха. Исходя из вышеперечисленного, а также из того, что мы живем не только в цифровую, но и в визуальную эпоху, нами было принято решение о создании визуального издательства. Помимо контента мы будем уделять особое внимание дизайну и макетированию, стараться изобретать новые формы выражения в книжном языке.

Ярослав Солоп и Миша Букша

Ваша книга называется UPHA Made in Ukraine. Что означает UPHA и почему Made in Ukraine?

Я. С.: UPHA – это аббревиатура на английском языке: Украинская фотографическая альтернатива – независимое творческое объединение, созданное в 2010 году фотографами Мишей Педаном, Романом Пятковкой, Костей Смоляниновым и Александром Ляпиным – в противовес государственным организациям, продолжающим принципы работы советских художественных союзов и комбинатов.

Важно отметить, что в UPHA входят 
не только фотографы, но и галеристы, искусствоведы, а также кураторы, которые помогают формировать представление об украинских фотохудожниках за границей.


М. Б.: Made in Ukraine – это серия о визуальной украинской культуре, серия книг о том, что было сделано раньше и повлияло на нас сегодня, и о том, что, возможно, повлияет на нас в дальнейшем.

С UPHA и серией разобрались. В таком случае, расскажите, почему, кому и когда пришла идея о создании книги?

Я. С.: Идея открыть издательство и выпустить книгу об украинской фотографии возникла у нас практически одновременно. Миша – художник, книжный график, на его счету большое количество проектов, которые он разрабатывал для других издательств. Я работаю в компании, больше 10 лет представляющей издательский дом Taschen в Украине. Кроме того – защитил работу в Питерском Фотодепартаменте на тему теории и практики современной фотографии, а также больше 10 лет снимаю. Но основной причиной сделать UPHA стало не только все, перечисленное выше, а – как по мне – недостаточное количество издательств в Украине, работающих с нашим современным визуальным контентом. Могу ошибаться, но я не помню кроме Ukrainian Erotic Photography, выпущенной издательством «Основы», ни одной антологии по украинской фотографии.

Кто работал над книгой?

Я. С: С нами согласились сотрудничать: искусствовед и куратор Дарья Шевцова, галерист, искусствовед и куратор Анастасия Леонова. Важно сказать, что нам крупно повезло с командой.

Если обобщить, что вы хотели сказать книгой в целом, о чем она?

М. Б.: Прежде всего, мы хотели сделать книгу о времени, в котором пребываем. О художниках, на которых влияет это время и которые влияют на него. Об Украине, о том, чем она живет, что привело к тому, какой мы видим Украину в 2018-м году.

Я. С.: В книгу UPHA вошли работы 58 авторов, которые представляют Украину за ее пределами больше 20 лет – с начала 1980-х и до наших дней. Миша правильно отметил – книга, по большому счету, о времени. Визуальный язык у фотографов очень разнообразен, но все они говорят об одном и том же: о времени, в котором жили, о людях, которые их окружали, о своей реакции на события в стране и за рубежом. В книге четко прослеживаются несколько направлений: критика советского и постсоветского пространства; быт; Украина – до, во время и после Майдана; война; сложные отношения людей и власти; социальное неравенство и отношения с религией.

01 00
ПОДЕЛИТЬСЯ

Вы отобрали 58 украинских художников. Чем вы руководствовались в своем выборе?

М. Б.: Главными критериями отбора являлись идеи работ и их соответствие основной теме книги, формальный аспект, взаимодействие фотографий между собой.

Я. С.: Нам показалось, что книга должна быть такой же, как и актуальное современное искусство – трогать сердце и брать за горло.

Сколько вы потратили времени на создание книги UPHA, начиная от идеи, отбора и структурирования материала – до ее издания?

М. Б.: Начало работы над книгой было положено в октябре 2017 года. Ее издание планируется в октябре 2018, то есть фактически на ее создание уйдет один год.

С какими трудностями вы столкнулись за время работы над книгой? Насколько тяжело было создавать книгу с нуля?

Я. С.: Прежде всего – было сложно собирать и отбирать материал. Не потому, что контента оказалось мало. Наоборот, в процессе работы над книгой мы были приятно удивлены количеством талантливых авторов, которых до этого не знали. Мы рассмотрели более 3000 работ от 128 фотографов, подавших заявки на участие в проекте. Немало усилий потратили на понимание того, каким должен быть альбом с точки зрения дизайна, потому что книга – это объект, сильно отличающийся от выставочного и виртуального пространств. Нам было важно обозначить 
и выделить не только каждого автора как художника и мыслителя, но и объединить фотографии в общую историю, выстроить определенный ритм из иллюстраций в книге.

Почему вы разделили контент издания на визуальную и текстовую части?

М. Б.: Это было продиктовано желанием максимально точно сформулировать концепцию визуального издательства BOOKSHA. Идея появилась во время наблюдения за тем, как работают разные специалисты, изучая несколько книг, одновременно читая тексты на разных языках или сопоставляя информацию из одной книги с изображением в другой. Мы придумали клапан, открывающийся рядом с текстовой частью, который можно листать параллельно с визуальной, тем самым решив вопрос не только эстетического, но и практического характера.

Эта книга состоит из 600 страниц. Она рассчитана на людей, которые интересуются фотографией в силу своей профессии, а также на более широкий круг – почитателей искусства?

М. Б.: UPHA Made in Ukraine рассчитана на людей, интересующихся фотографией, книгой и искусством в целом.

Я. С.: Мне кажется, книга будет интересна не только людям, увлекающимся изучением фотографии, но и исследователям, искусствоведам и социологам, поскольку в ней присутствуют не просто яркие или красивые, с художественной точки зрения, изображения, но и емкая визуальная фиксация случившегося и происходящего в Украине. В нашей стране не существует музея фотографии, национального или частного цифрового архива и больших печатных антологий по современной фотографии – фотография в целом обойдена вниманием. Соответственно, если нет вышеперечисленного, нет и архивации, фиксации и широкого информирования о происходящем в этом явлении культуры.

Такая ситуация сложилась исторически в связи с экономическим положением или предполагаются другие причины?

Я. С.: Обойдена вниманием не только фотография, но и культура Украины в целом. И не только со стороны государства. Безусловно, основной причиной отсутствия интереса к искусству во всех его проявлениях является занятость людей поиском средств для обеспечения элементарных условий существования. Это похоже на замкнутый круг – сложно требовать от государства и частных институций создания культурной платформы при вполне объяснимом отсутствии спроса. Тем более, если это касается фотографии. У нас нет не только архива истории фотографии, у нас нет архива искусства в целом. Собственно, подобные совместные размышления и стали одной из главных причин сделать книгу, которая будет отражать реальность – пускай, и не очень привлекательную, но вполне правдивую.

Хотят ли украинцы интересоваться, изучать, воспринимать книги по фотографии и покупать их?

М. Б.: Исходя из количества изданных книг по фотографии, выставок молодых авторов в Украине за последние годы, можно однозначно сделать положительный прогноз. Фотография, будучи одним из самых прямолинейных видов искусства, дает возможность зрителю максимально быстро считать контекст и тем самым расположить к диалогу.

Не боитесь ли вы стать издательством одной книги?

М. Б.: Во-первых, у нас достаточно много идей. Во-вторых, сейчас – самое подходящее время для подобных инициатив в нашей стране из-за незначительной конкуренции, которую в дальнейшем надеемся подогреть и получить новый качественный уровень книгоиздания в Украине. Нам необходимы разные издательства для удовлетворения эстетических, интеллектуальных и бытовых потребностей разных людей.

В таком случае, как вы рассматриваете будущее издательства на ближайшие годы?

М. Б.: Мы хотим издать проект с современными художницами, который актуализирует вопрос гендерного неравенства в украинском обществе. Книгу Ярослава Солопа The Plastic Mythology и совместный проект с музыкальным агентством «Ухо» о их ансамбле. Также в планах – поработать с молодыми художниками
в разрезе артбуков, графических новелл и издании персональных проектов.

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).