Новая картина режиссера Альфонсо Куарона (“Гарри Поттер и узник Азкабана“, “Гравитация“) получила три “Золотых глобуса“ и венецианского “Золотого льва“. В ожидании “оскаровских номинаций“ для картины детальнее рассказываем о том, чем же особенный фильм о жизни в Мексике 70-х.
Сюжет
Черно-белый фильм показывает жизнь в Мехико 70-х сквозь призму жизни прислужницы Клео, которая ведет хозяйство в доме обеспеченной пары, переживающей кризис в отношениях. Альфонсо Куарон, который самостоятельно написал сценарий, срежиссировал, снял, смонтировал ленту, рассказывает очень личную историю сильного человека. При этом режиссер не сбивается на морализаторство о необходимости взять жизнь в собственные руки, бороться за свое счастье и пробивать путь наверх.
Центральной идеей картины является ценность взаимопомощи, доверия, осознания собственной слабости и неотвратимости перемен. Не обходится и без критики мужского общества, но в этом случае постановщик скорее показывает глупость нарочитой маскулинности и желания получить от жизни все малой ценой. Женщины выступают противовесом и движущей силой в этой истории именно благодаря жертвенности и готовности преодолевать трудности, даже несмотря на, казалось бы, непреодолимые препятствия.
Во многом передать центральную идею Куарону помогла Ялица Апарицио, которая сыграла Клео. Дело в том, что девушка на самом деле только закончила обучение в университете по специальности “дошкольное образование“ и никогда не занималась актерством.
Время и место
Стоит сказать, что оригинальное название Roma не стоит переводить как “Рим“. Причина проста: события происходят не в столице Италии и даже метафорически сюжет никак не касается Рима. Дело в том, что картина рассказывает о жизни в районе Мехико, который называется Colonia Roma (или La Roma). На момент его постройки он планировался как место для жизни высшего общества, но в итоге был заселен средним классом. В 1985 году большое землетрясение нанесло огромный вред местной инфраструктуре, но сейчас La Roma вернула свой статус.
"Рома" Куарона рассказывает о детстве режиссера — жарких летних днях в городе, загородных празднованиях и купаниях в океане. Учитывая, что Альфонсо родился в семье ядерного физика, неудивительно, что рассказ его концентрируется вокруг жизни обеспеченного класса населения.
Атмосфера
Желая как можно сильнее окунуть зрителя в атмосферу Мехико 70-х, режиссер идет на ход, который вряд ли мог себе позволить, выпуская картину в широкий прокат: он делает ее черно-белой. Монохромность изображения ничуть не вредит фильму. Убирая цветовые акценты, Куарон переводит внимание зрителей на события в кадре, позволяя убрать привычный для них слой смыслов. Что говорить, если даже собачье дерьмо становится у постановщика транслятором определенных идей, не сбиваясь в комичную пошлость.
При этом яркость светлых и темных оттенков влияет на ощущения зрителя не хуже привычной радужной палитры. Тут тебе и палящие солнечные дни, и прохладный бриз океана, и приятная прохлада ночи. Используя устаревший для многих “черно-белый экран“, Куарон добавляет вычурности и художественности даже самым обычным кадрам, превращая жизнь простой семьи в шедевр.
Читайте также: Что смотреть в кино: 5 премьер января