Пятна и холст: Кто повлиял на творчество Джексона Поллока

Мистецтво
28.01.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ
Краска, холст, депрессия
ПОДЕЛИТЬСЯ

Американский художник Джексон Поллок всегда был любимым аргументом людей, которые считают современное искусство мусором и “мазней, которую и мой ребенок нарисует“. Авангардист и сюрреалист, Поллок прожил 44 года в алкогольном тумане, параллельно сумев стать одним из самых влиятельных деятелей искусства XX века. Рассказываем, кто именно помог художнику создать свою “капающую“ технику.

Джон Шамковски

Проведя детство в Аризоне, Поллок решил стать офицером. Он поступает на курсы подготовки резерва, но вместо военной выправки, дисциплины и стального характера обзаводится только пристрастием к спиртным напиткам. Поняв тупиковость задумки, в 1928 году 16-летний Джексон подает документы в Высшую школу прикладного искусства и проходит конкурс. Именно там он знакомится с преподавателем Джоном Шамковски — человеком, заложившим базис творчества Поллока.

Наставник познакомил способного ученика с абстракционизмом, который и стал главным художественным направлением в карьере художника. Параллельно обучению Шамковски делится с Джексоном и другими увлечениями — например, рассказывает о теософии, которая представляла собой не что иное, как мистические учения о богопознании без участия церкви и ее ритуалов. Для Поллока, который уже в юношестве страдал от алкоголизма, подобные “экстазные трипы общения с Богом“ оказываются очень близки. Правда, долго дуэт оккультистов не просуществовал — несмотря на талант, ученика отчислили из-за проблем с дисциплиной.

Томас Бентон

Так как Поллок не хотел бросать искусство, он переезжает с братом в Нью-Йорк и там знакомится с Томасом Бентоном — известным художником, одним из самых ярких представителей американского регионализма. Тот становится наставником для парня. Обучает его, знакомит с работами Диего Риверы (мужа Фриды Кало) и Хосе Ороско. Учитывая, что все названные мастера были муралистами, Джексон начинает работать с более масштабными полотнами и перенимает любовь учителя к неровным и волнистым линиям. Бентон влияет на юношу не только в вопросах искусства — учит того быть более уверенным и раскрепощенным. Среди плюсов такого обучения находится и минус: Поллок опять берет в руки бутылку.

Вот только в 1835 году Томаса приглашают сделать серию фресок для Капитолия в Джефферсон-сити и он уезжает из Нью-Йорка. Отъезд наставника выбивает почву из-под ног молодого художника и тот уходит в запой, перебиваясь мелкой работой, выживая исключительно благодаря социальному пособию.

Алкоголь

После очередной интоксикации Поллока поместили в лечебницу для алкогольных зависимых. Во время рехаба он увлекается психоанализом, и это позволяет ему на некоторое время отвлечься от спиртного. Он пишет серию работ, вдохновленных работами Юнга и Фрейда. Алкоголизм быстро возвращается, приведя с собой еще и депрессию.

С 1938 года художник начинает борьбу с этим недугом. Параллельно проходит его изучение работ Пикассо и сюрреалистов, что практически полностью формирует его абстрактно-сюрреалистическое видение своего творчества. Из-за постоянного психологического напряжения картины становятся все мрачнее и мистичнее. Позже сложный эмоциональный портрет Поллока станет основным инструментом критиков для анализа его картин.

Ли Краснер

Финальным пазлом знаменитого стиля Джексона стала женщина. В 1941 году он знакомится со своей будущей женой, Ли Краснер. Имея кое-какие связи в мире искусства, девушка пытается продвинуть Поллока, и тот в 1943 году выходит на саму Пегги Гуггенхайм. Знаменитая меценатка выставляет на одной из выставок картину “Стенографическая фигура“, которая производит фурор, принося художнику известность.

Спустя год Поллок и Краснер женятся и переезжают в городок Спрингс. Именно там, в сарае нового дома, Джексон изобретает знаменитую технику, прибивая холст к полу и нанося краску, не касаясь кисточкой полотна. Стиль назвали капельным, хотя сам автор предпочитал термин “льющаяся живопись”. Именно динамичная работа с разливанием, скрапыванием, разбрызгиванием краски позволила Поллоку перенести на бумагу те идеи, которые он вынашивал до этого.

Пегги Гуггенхайм

Именно знаменитая галеристка стала главным почитателем таланта Поллока, помогая ему организовывать выставки и поддерживать высокий спрос на творчество.

Вопреки заблуждению, художник не любил случайность, а его рисунки всегда были подчинены четкой идее, которая формировалась в голове еще до начала работы. Критики восхищались им (или ненавидели за “отвратительные обои“), продажи позволяли вести желанную жизнь. В 50-х мастер был назван самым влиятельным художником США. Длительный общественный прессинг сломил Поллока - и тот опять вернулся к алкоголизму.

В последние годы на полотнах начинают появляться силуэты, что только повышает цену на картины. Джексон борется с депрессией и зависимостью, но безуспешно. 11 августа 1956 года он погибает в автокатастрофе, сев за руль в нетрезвом состоянии. Художественный мир это не остановило — все работы из мастерской Поллока были распроданы, даже незаконченные.

Читайте также: Дом в аренду: Художница Пэтти Кэрролл посвятила серию фотографий трудностям переезда

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).