Фильмография Йоргоса Лантимоса не менее необычная, чем его имя. Флагман новой греческой войны снимает дискомфортные фильмы, поддает сомнению привычные человеческие ценности и постоянно экспериментирует. К выходу в украинский прокат ”Фаворитки“ рассказываем, какими принципами руководствуется режиссер.
— Оригинальность — превыше всего. Несмотря на частые сравнения с Кубриком, Лантимос всячески отрицает прямое влияние британца на его фильмографию. Йоргос утверждает, что, приступая к съемкам, всегда ориентируется на то, чтобы снять не похожую ни на что оригинальную ленту, и никогда не задумывается, чтобы сделать кадр или сцену “как у кого-то”. В то же время режиссер признает, что идеи классиков подсознательно влияют на его представление о кино, которое формировалось как раз во время просмотра фильмов известных постановщиков.
— Всегда нужно экспериментировать. Лантимос не признает такого понятия, как единый стиль режиссера, — он утверждает, что для каждой картины нужен свой подход. Как говорит Йоргос: “Если бы у меня были правила, то я бы не снимал фильмы, а писал учебники“. Постановщик не боится доверять интуиции и считает, что спонтанные решения на съемках — это хорошо. Есть детали, которые кочуют за ним из фильма в фильм, но они обусловлены скорее предпочтениями, чем строгим соблюдением правил.
— Деньги никогда не бывают проблемой. Если бы Лантимос ждал больших бюджетов для собственных фильмов, то вряд ли снял бы хоть один — в Греции с финансированием туго. Режиссер признается, что для “Клыка” у него был маленький бюджет, а для “Альп” его не было вообще. Йоргос руководствовался простым правилом: “Успешный фильм даст тебе новые возможности“. Получилось, правда, со второго раза: “Клык”, вопреки популярности, дивидендов не принес, а вот показ “Альп“ в Венеции запустил цепочку “Лобстер“/“Убийство священного оленя”/“Фаворитка“.
— Кадр должен быть реалистичным. Картины Лантимоса всегда напоминают сон — сюрреализм тут сплетается с обычной жизнью и не знаешь, что же произойдет дальше. Достигается такой эффект с помощью двух составляющих: фантасмагоричных действий персонажей и реализма в кадре. Речь идет не только об отсутствии спецэффектов, но и минимальном вмешательстве во внешность актеров с помощью грима. В “Убийстве священного оленя” Фаррелл наконец-то предстал перед зрителем с благородной сединой в бороде (до этого ее заставляли красить), а Николь Кидман почти не красили.
— Даже в драме должна быть комедия. Несмотря на то что фильмы режиссера кажутся крайне серьезными, он утверждает, что всегда пытается делать их смешными, чтобы провоцировать зрителя на реакцию. Правда, юмор у Лантимоса крайне интеллектуальный — несоответствие музыки действию, выбивающиеся из общего плана элементы и абсурд. Благодаря этому не всегда понятно, задумывал автор смех или это уже нервы шалят? Теперь ответ есть: если хотите смеяться на фильмах Йоргоса, то не сдерживайте себя.
Читайте также: Простые истины режиссера Стивена Содерберга