Личность Андреа Палладио является культовой, его архитектура канонична, а фамилия дала название целому направлению. К слову, в первый и пока что единственный раз за всю историю. Вы могли до сих пор не знать его имени, но определенно видели работы, созданные его последователями: Малый Трианон в Версале, Большой театр в Москве, Белый дом в Вашингтоне. На разных континентах, по всему земному шару можно увидеть строения, впитавшие его идеи и несущие на себе отпечаток его архитектурных принципов. Если предложить вам вспомнить здание с широкими ступенями, колоннами, высокими окнами и треугольными фронтонами с барельефом, на ум наверняка придут по меньшей мере несколько музеев, театров, а также здания судов, парламентов, дома культуры. Столь узнаваемые и привычные для нас постройки явились нам в таком виде только потому, что пять веков назад некий зодчий решил: существующие правила созданы для того, чтобы их нарушать. И создал свои.
СОЕДИНЯЯ АНТИЧНОСТЬ И ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Прежде чем говорить о наследии Палладио, закономерно будет вернуться к периоду становления мастера. Будущий архитектор родился в 1508 году, в одном из городов Венецианской республики – Падуе, и получил имя Андреа ди Пьетро делла Гондола. Свой творческий путь он начал там же, в 13 лет став учеником резчика по камню, а спустя четыре года перебрался в Виченцу, чтобы начать работу в известной скульптурной мастерской Сан-Бьяджо. Там он углубляет свои знания о работе с материалами и формой, а также обзаводится самыми разнообразными знакомствами не только из мира архитектуры, но и из мира искусства. Одним из таких людей, создающих прекрасное и умеющих его ценить, был поэт и драматург Джан Джорджо Триссино, который оказал судьбоносное влияние на молодого Андреа. Именно он подвигнул каменщика к изучению архитектуры, познакомил с самыми выдающимися произведениями и творцами современности, а также внес немаловажный вклад в будущую славу – убедил изменить длинное и сложное имя на псевдоним Палладио. В процессе изучения архитектуры Палладио погружается в доскональное исследова- ние работ современников: Леона Батисты Альберти, Джулио Романо, Джованни Мария Фальконетто и Микеле Санмикели, – а также мировых классиков и чем дальше, тем больше начинает тяготеть не к современным идеям, а к архитектуре античности. Его привлекают простота и величественность форм, принципы практичности и гармонии, и среди всех авторов самым главным идеологом мастера становится древнеримский архитектор Витрувий.
Впоследствии, в своей первой книге, Палладио процитирует данное этим зодчим определение четырех главных качеств любого здания и выразит полное с ними согласие, добавив от себя лишь, что каждое строение должно становиться гармоничной частью ландшафта – не разграничивать природу и творение человека, а соединяться с нею. Будучи изначально каменщиком, а не художником, как практически каждый архитектор Возрождения, отдав предпочтение идеалам античности, а не современности, Палладио выработал свой особый стиль, который становится узнаваемым с первой же его самостоятельной работы – базилики в Виченце.
Основой для базилики послужило здание старой городской ратуши, которое к моменту описываемых событий начало постепенно разрушаться. А поскольку оно относилось к числу самых выдающихся и значимых городских строений, к проекту реконструкции было приковано внимание и властей, и жителей, а также самого Андреа Палладио, который загорелся идеей его перерождения. Для этого он решил окружить старое здание аркадой двухъярусных ордеров в древнеримском стиле, которые добавили одновременно объема и размаха, а также подчеркнули открытость общественного сооружения. Этот фирменный прием Палладио в дальнейшем использует в большинстве работ, как и его последователи используют в своих.
«В каждой постройке должны быть соблюдены четыре качества, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, удобство, долговечность и красота; ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но неудобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести». Витрувий
Колонны у Палладио не нуждаются в стене, не должны быть ее частью, а достаточны сами по себе. Трехпролетная ячейка с колоннами и арками позволяет зодчему соединить новую часть с опорами старого здания и отразить внутреннюю структуру во внешней. Палладио не использовал ни одного дополнительного декоративного элемента для придания красоты фасаду, но передал значимость базилики через полную продуманность форм, где надежность и практичность соединились с монументальностью и величественностью. Эта работа вызвала всеобщее восхищение и мгновенно принесла мастеру известность. Базилика становится символом Виченцы, а сам город – колыбелью палладианства, Меккой для его последователей и настоящим музеем самого Палладио. Наиболее выдающиеся здания в городе были спроектированы лично Андреа, но и после его смерти многие сооружения возводились по канонам палладианства.
Творческая деятельность Андреа Палладио была невероятно разнообразна и многогранна: он строил жилые дома и загородные виллы, храмы и гробницы, театры, плотины, мосты и даже оформлял торжества. Однако наиболее полно он смог реализовать себя именно в проектировании загородных имений, которых создал около 30. Он первым укрепил в архитектурном сообществе мысль, что строительство частных домов отнюдь не зазорно, и в этом деле можно выразить себя, что и делал с большим успехом. Самым известным проектом, венцом творения автора и воплощением «чистого» палладианства является вилла «Ротонда», строительство которой начал Андреа Палладио, а завершил наиболее талантливый его ученик – Винченцо Скамоцци.
Постройку виллы заказал бывший чиновник Ватикана Паоло Альмерико, предоставивший мастеру полную свободу действий. Строение должно было располагаться на живописном холме, и этот факт сыграл важнейшую роль, позволив Палладио максимально полно выразить свои идеи о гармоничном единении природы и архитектуры. Для этого зодчий использовал принципы золотого сечения и сделал виллу абсолютно симметричной со всех сторон: с квадратным основанием, треугольными фронтонами, повторяющимися портиками в шесть колонн, поднятыми на высоченный цоколь. По сути строение представляет собой бельведер (видовой павильон), центром и основой которого стал купол, естественным образом завершающий гармонию форм и служащий источником естественного света. До Палладио никто не использовал купол в светской архитектуре, и этот элемент стал еще одним поводом для всеобщего восхищения, а также одним из ключевых инструментов в широком арсенале палладианства. Помимо сугубо практической функции (освещение) купол имел еще одну – олицетворял простоту Палладиевой архитектуры: зодчий выполнил дом, опираясь на формы двух базовых геометрических фигур – квадрата и круга. В дополнение к этому: простые материалы, строгое благородство оформления (без утяжеления декором, с соблюдением монохромности) и принцип наибольшей практичности – все это шло вразрез с принятыми канонами современности, и все это стало визитной карточкой и основой наследия Андреа Палладио.
В каждый новый проект архитектор привносил новые методы воплощения, изобретал новые формы и вариации, но принципы, заложенные еще Витрувием и укрепившиеся с годами в творчестве Андреа Палладио, оставались неизменными. Его мера прекрасного выходила за рамки принятой, а богатство заключалось в абсолютности и простоте. Следование античной классике и ее принципам храмового строительства, использование самой обычной штукатурки в отделке самых роскошных домов, философия практичности, естественности и многие другие свои идеи он кристаллизовал и детализировал в своих трудах, издав «Четыре книги об архитектуре». В них содержатся основы его философии и множество рекомендаций, затрагивающих практически все грани строительства, начиная с выбора места и заканчивая принципами проектирования зданий и элементов, а также его рисунки, размышления и наблюдения. Эти книги легли в основу архитектуры классицизма XVIII–XX веков и разнесли по всему миру идеи автора, взявшего лучшее от незыблемых творений прошлого, добавившего переосмысленные возможности настоящего, чтобы оказать огромное влияние на архитектуру будущего.
Читайте также: Казимир Малевич: История одного проклятия