Все по Фрейду: Как австрийский психолог изменил наш взгляд на искусство

Мистецтво
06.05.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ
Отец психоанализа
ПОДЕЛИТЬСЯ

Большинство из нас знакомы со Зигмундом Фрейдом по теории сновидений и Эдипову комплексу (тот самый минимум из курса "психология" в университете). Если многие идеи ученого — вроде инцеста и фаллоцентричности — кажутся нам странными в 2019 году, представьте, какими они были в конце 1800-х годов. Несмотря на все противоречия, влияние Фрейда на культуру и общество трудно переоценить. В день рождения великого ученого рассказываем, как его идеи повлияли не только на развитие психоанализа, но и на творчество художников разных периодов.

Упадок королевства Габсбургов, кризис монархии и предвоенные настроения начала ХХ века — в воздухе витало разрушение. “Три очерка по теории сексуальности”, опубликованные Фрейдом в 1905 году, только усугубили ситуацию для пуританского общества Вены. Секс тогда был под большим запретом — а запреты, как известно, порождают еще большее желание. Столица Австрии в то время была эпицентром эротической фотографии, подпольных борделей и “запрещенного” искусства, потому смелые идеи Фрейда попали в самую точку.

Исследования сексуальности не только отразили дух времени, но и нашли продолжение в целой эпохе австрийского искусства. Группа художников-модернистов, известная под общим названием “Сецессион”, базировалась на теориях Фрейда. Густав Климт рисовал женщин “нового века” — на его полотнах отражались личные переживания, наслаждение и новообретенная свобода (в том числе сексуальная). Эмансипация, мифология и символизм стали главными в его живописи.

“Поцелуй”, Густав Климт, 1908

 

Одна из самых известных работ Климта — “Поцелуй” 1908 года — яркий пример исследования сексуальности в искусстве. Вертикальные прямоугольники символизируют мужское начало, а сами очертания фигур влюбленных образуют форму фаллоса. Овальный цветочный орнамент на одежде девушки отражает женскую сексуальность, а ее поза воплощает идеи Фрейда о женской пассивности и неполноценности.

"Юдифь и голова Олоферна", Густав Климт, 1901

 

"Портрет Адели Блох-Бауэр I", Густав Климт, 1907

 

Пока Климт увлекался декоративностью, золотыми красками и женственностью, его ученик Эгон Шиле положил начало экспрессионизму. Через чувственные автопортреты Шиле исследовал смерть, насилие и сексуальность, открывая глубины собственного подсознания в лучших традициях психоанализа. Его близость с младшей сестрой доходила чуть ли не до инцеста (в этом исследователи все еще не уверены), а привязанность к матери была наглядным примером Эдипова комплекса. Пока Фрейд исследовал человеческое подсознание на своих пациентах, Шиле проводил самоанализ через свои портреты, отражающие насилие, моральный упадок и телесность.

Автопортреты Эгона Шиле

 

"Объятия", Эгон Шиле, 1917

 

В 1930-х годах наследием Фрейда вдохновились сюрреалисты. Теория сновидений стала основой для нового направления в искусстве, открыв художникам глубины подсознания. В “Толковании сновидений” (1899) Фрейд интерпретировал подавленные эмоции и желания, бессознательно проявляющиеся во сне. Сексуальность, насилие и галлюцинации в исследованиях сна стали теоретической основой сюрреализма.

“Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения", Сальвадор Дали, 1944

 

С работами Фрейда художников познакомил писатель и теоретик искусства Андре Бретон. В 1917 году, во время Первой Мировой, он впервые прочел “Толкование сновидений”, а позже рассказал фрейдистские идеи дадаистам. Художники-эмигранты, впрочем, больше интересовались войной и политикой, чем снами, потому передали учение своим последователям.

Уже в 1924 году Бретон написал манифест сюрреалистов, где назвал новое направление “психическим автоматизмом в чистом виде”. В психологии “автоматизм” означает случайные действия и слова, не контролируемые сознанием (сегодня их чаще называют “оговорками по Фрейду”). Техника “потока сознания”, успешно применявшаяся в психотерапии и литературе, теперь появилась и в искусстве.

"Карнавал Арлекина", Жоан Миро, 1925

 

"Голконда", Рене Магритт, 1953

 

“Объект (Завтрак в меху)” Мерет Оппенгейм  знаковая для сюрреализма работа  в основе своей полностью фрейдистская. Это меховое чайное блюдце, чашка и ложка, созданные художницей по наводке Пабло Пикассо. Девушка обедала с ним в парижском кафе, и художник похвалил ее шубу, сказав, что многие вещи ему нравятся гораздо больше, если они сделаны из меха. На что Оппенгейм ответила вопросом: “Что, даже эта чашка с блюдцем?”

“Объект (Завтрак в меху)”, Мерет Оппенгейм, 1936

 

Работа пришлась по вкусу сюрреалистам из-за очевидного сексуального подтекста. Питье из меховой чашки вызывает невольные ассоциации с оральным сексом. Чайный сервиз, обрастающий волосами, можно представить себе только в ночных кошмарах. Мех вызывает омерзение, хотя сам по себе приятен на ощупь (если только его не жевать). Оппенгейм создала “Объект” в 22-летнем возрасте, когда работала ассистенткой экспериментального фотографа Мана Рэя, позируя для его серии эротических фотографий. Юный возраст художницы, мальчишеская внешность и увлечение подсознательным — все как по книгам Фрейда.

С началом Второй Мировой и эмиграцией художников идеи Фрейда появились и в американском искусстве. Для абстрактных экспрессионистов рисование стало своего рода терапией. Освобождение подавленных чувств, работа на подсознании и самовыражение художника  наглядный пример психоанализа, уверенно вошедшего в американскую культуру.

"Схождение", Джексон Поллок, 1952

 

В 1920-х годах племянник Фрейда Эдвард Бернейс применил идеи своего дяди для манипуляции масс. Техники психоанализа, разработанные Фрейдом для освобождения людей, теперь применялись для контроля над их подсознанием. Бернейс положил начало связям с общественностью и пропаганде. Он показал, как заставить людей покупать то, что им не нужно, и верить в то, чего нет на самом деле.

Удовлетворяя “подавленные иррациональные желания”, он подготовил почву для культуры американского консюмеризма и общества потребления. Сегодня модель психики “Я”, “Сверх-Я” и “Оно” находит отражение в трендах на кастомизацию и переосмыслении дизайнерами женственности, сексуальности и своих истоков. Когда Gucci запускают очередной сервис кастомизации кроссовок — знайте, все это проделки Фрейда.

Идею подсознательного Бернейс позже использовал и в своем философском трактате о политике, бизнесе и управлении массами. Политические деятели — от Сталина до Барака Обамы  по сей день используют наследие Фрейда, успешно применяя техники психоанализа для управления страной. Сама концепция демократии и прав человека, популяризированная после Второй Мировой, базируется на внутренних ощущениях свободы и чувствах личности.

Сегодня наследие Фрейда читается во всех сферах жизни  от всеобщего увлечения психоанализом, повальной статистики психических заболеваний и до свободного выражения мыслей (Дональд Трамп  яркий тому пример). Самопознание, популяризированное Фрейдом, стало жизненной целью миллениалов и поколения Z, а его идеи сексуальной свободы дали толчок либерализму и равенству ХХI века.

Читайте также: Пятна и холст: Кто повлиял на творчество Джексона Поллока

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).