Кинокритик Юрий Поворозник вместе с Masterсard — партнером ОМКФ — отправился на Одесский международный кинофестиваль, чтобы рассказать о самых громких премьерах и поделиться впечатлениями от главного кинособытия в Украине
В этом году Одесса радует погодой. Не то, чтобы это как-то подталкивало к прогулу фестивальных сеансов, но всегда приятно, когда солнце не пытается тебя испепелить при выходе из кинотеатра. Но все равно ощущение вампирских будней никуда не деваются — днем сидишь в темноте кинотеатров, а какое-то подобие прогулки позволяешь себе разве что вечером.
Правда, жаловаться на жизнь как-то не тянет, особенно после "Простите, мы вас не застали" британца Кена Лоуча. Режиссер всегда был мастером социальной драмы, которая максимально далека от привычного для кинематографа эскапизма. Представьте только себе: у вас работа с 8 до 20, двое детей в школе, кредит, еще один кредит, больные родственники, вы наконец-то вырываетесь в кино, а там на экране показывают людей с теми же проблемами! И еще хуже — никакого хэппи-энда. Не удивительно, что работы Лоуча не выходят в широкий прокат, но нравятся критикам, которые точно не узнают в героях самих себя.
"Простите, мы вас не застали" рассказывает о типичной бедной британской семье. Отец продает автомобиль жены, чтобы купить франшизу и попробовать вырваться из порочного круга нищеты, но оказывается, что большая корпорация не слишком переживает за своих сотрудников. Так что штрафы копятся, дети-подростки портят и без того мерзкое настроение, а света в конце тоннеля никак не видно.
Честно говоря, я знал, на что шел, но в этом случае Лоуч как-то чересчур насыпал горя своим героям. Настолько, что к финалу лавина неудач уже походила на самопародию, хотя ничего смешного на экране не происходило. После сеанса хотелось бесконечно благодарить вселенную, что мое самое большое страдание заключается в раннем отправлении поезда "Киев-Одесса".
После травмирующего опыта Лоуча (но все равно не такого травмирующего, как "Золотая перчатка") всех ждали "Синонимы" — фильм Навада Лапида, победивший на Берлинале. Несмотря на "Золотого медведя" за плечами, картина об израильском эмигранте, который приехал во Францию, оказалась крайне специфичным опытом. Режиссер явно держал в голове проблему объективизации в культуре и социуме, но забыл оформить все свои мысли в адекватный сценарий. Результатом стали два часа постоянного "ничего" — классического французского кино, где ничего не происходит и никто даже не пытается делать вид, что должно быть иначе.
Лента изобилует огромным количеством оторванных друг от друга сцен, которые не несут никакого сюжетного значения, а в финале Лапид просто таки выливает зрителю на голову ненавистную мне мысль о том, что "от себя не убежишь". Спасибо, нет. Единственное, что в фильме запоминается, так это момент с неожиданным исполнением украинского гимна во французском посольстве. Вот только девушка умудрилась сделать две ошибки в одном куплете. Хорошо, хорошо, я понимаю, что звучит так, словно я восстал против всего жюри Берлинале — позитива в фильме точно хватает. Точнее, режиссерская и операторская работа в "Синонимах" заслуживает не то, что похвалы, а… да, как минимум "Золотого медведя". Навад Лапид умудряется очень правдоподобно передать бесцельность существования героев, иногда откровенно развлекая зрителя. За это ему большое спасибо..
Странность "Синонимов" быстро улетучилась, когда оказалось, что я прогулял "Оленью шкуру" Квентина Дюпье — дикий фильм, где Жан Дюжарден ("Артист") оказывается одержимым замшевой курткой и начинает убивать людей, исполняя желания своего гардероба. Звучит неадекватно весело — и так оно и есть. Правда единственным минусом фильма является затянутость. Такой сюжет лучше чувствовал бы себя в формате короткометражки.
Неясно, какой черт дернул меня пойти на "Вайнштейна" (после Лоуча), но документалка о продюсере пригрузила меня не меньше. При этом новой информации я не узнал — лента фактически является экранизацией расследований NY Times и The New Yorker.
Не подумайте, что это минус картины. Наоборот, когда ты смотришь на интервью людей и то, как они реагируют на свои же воспоминания, то любые мысли о неоднозначности дела Вайнштейна улетучиваются. Еще одним интересным элементом документального фильма является попытка проанализировать ситуацию с точки зрения работы продюсера — лента детально рассказывать о влиянии компании Miramax и самого Харви, который в конце 90-х фактически был королем Голливуда. Этот факт, к слову, помогает понять, почему же его жертвы не шли в полицию в то время.
После такого социального пригруза единственное, что хотелось — это выползти в ночной город и где-то расслабиться. Впервые за все визиты в Одессу проехался на фуникулере — спасибо уставшим ногам и карте фестиваля от Mastercard, которая позволила рассчитаться бесконтактно. В альтернативном случае уснул бы я где-то посреди Потемкинских. Так что время отдыхать, в последние дни ждет самое интересное: победитель Канн "Паразиты", украинская документалка Надежды Парфан "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго" и полнометражный дебют Антонио Лукича "Мои мысли тихие". И это не считая всего прочего. Как обычно и бывает на ОМКФ, главное — чтобы хватило сил.
Читайте также: С ОМКФ с любовью: Первые дни Одесского кинофестиваля