Из всех фотографий знаменитостей прошлого века есть одна, накрепко запечатленная в наших умах, — это фотография Коко Шанель, сидящей в расслабленной и изящной позе, в чёрном платье на светлом фоне. Этот снимок стал устойчивым символом модной фотографии и моды 20 века в целом.
Автор этого культового снимка и не помышлял о карьере модного фотографа, а стал одним из главных инфлюенсеров мира моды. Считавший себя художником в большей степени, чем фотографом, Ман Рэй на протяжении 20-30-х годов брался за съёмки ради заработка, с одной стороны, и с другой — для того, чтобы воплотить своё художественное видение в формате эксперимента.
Ман Рэй родился в еврейской семье с именем Эммануэль Радницкий, отец его был портным, вся семья любила музыку, так что страсть к эстетике, красоте и искусству произрастала в сердце будущего прославленного сюрреалиста практически с пелёнок. В студенческие годы Эммануэль твёрдо решил посвятить себя творчеству и, арендовав квартиру на Манхэттене (а родился он в Филадельфии), принялся творить.
Поначалу он рисовал всё, что только требовалось для заработка, от анатомических иллюстраций до автомобильных схем. Дом, в котором поселился молодой Ман Рэй, был населён уникальными жильцами — представителями творческой и интеллектуальной элиты и богемы. Постепенно череда знакомств и увлечений передовыми идеями новых друзей привела Рэя к новым творческим экспериментам. Фотограф Альфред Стиглиц, например, открыл Эммануэлю новые горизонты в восприятии визуального искусства, знаменитая анархистка Эмма Голдман привлекла к оформлению тематического журнала (можно представить, какая благодатная тема для художника — анархия), а Марсель Дюшан познакомил с явлением, покорившим Мана Рэя навсегда, — направлением дада.
В Нью-Йорке, однако, выставки и работы Мана Рэя публикой и критиками не принимались, и он перебрался в Париж. На новом месте у художника появилось ещё больше влиятельных и экстраординарных друзей: Гертруда Стайн, Сальвадор Дали, Жан Кокто, Эрнест Хемингуэй, Макс Эрнст, Жоан Миро, Пабло Пикассо, Эльза Скиапарелли и его будущие музы Кики де Монпарнас и Ли Миллер. Стремясь найти выход своему творческому видению, Ман Рэй сменил живопись на фотографию окончательно. И получалось у него настолько хорошо, что в студию на Монпарнасе приходили все звёзды Парижа.
Притягательность и магическая непохожесть ни на что сделали работы Мана Рэя культовыми. То он расставлял предметы прямо на фотобумаге и получалась рейография, то он разрисовывал объективы глиной, то снимал через наполненные водой вазы. Главным для него было деконструировать привычные формы и эстетику, препарировать традиционные каноны изобразительного искусства. А ещё художник обожал красоту женского тела и посвящал ему почти все работы парижского периода. Ли Миллер вдохновила его на картину с алыми губами в небесах, которые символизировали сплетающиеся тела любовников, Кики де Монпарнас была музой непрестанных творческих исследований чувственности, а позже жена Жюльет Браунер стала моделью для роскошных работ периода жизни в Голливуде.
В Париже Мана Рэя стали приглашать ведущие журналы мод, которые поддерживали трансляцию передовых идей для широкой публики, и среди работ художника появились модные съёмки моделей и роскошных вещей. Однако моду Ман Рэй никак не ставил во главу своего творчества и продолжал снимать исключительно по собственному усмотрению — туманные портреты, просвечивающие на фоне студийной циклорамы кружева и абстрактные, небывалые композиции.
Снимки Мана Рэя отличались своей провокационной эстетикой, эксцентричностью и порой даже дерзостью, неизменно заключая в себе тонкий вкус и понимание гармонии, заложенное в нас на глубинном уровне, граничащем порой с языческой дикостью. Именно Ман Рэй сделал портреты Кики, ставшие культовыми: с деками от скрипки и маской, — последнюю переиначил в одной из своих рекламных кампаний Жан-Поль Готье. А снимок со множеством женских пальцев с ярким маникюром, сделанный в 70-х скандальным модным фотографом Ги Бурденом, цитировал работу Рэя, созданную в середине 30-х. Ги Бурден был протеже Мана Рэя и свой острый, "потусторонний" стиль выработал под влиянием учителя. В 1940-х Ман Рэй покончил с фотографией и вернулся к живописи. Однако снимки, сделанные им в период с 1920-х по конец 1930-х, открыли для мира моды неиссякаемый источник вдохновения и бесконечную череду повторений. Если рассмотреть, хотя бы бегло, современные журналы мод и внимательно изучить работы Мана Рэя, всё станет предельно очевидно.
Читайте также: От Античности до эпохи бодипозитива: Как менялось отношение к женскому обнаженному телу