Как понять искусство: 7 книг, которые помогут в нем разобраться

Мистецтво
25.09.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ
Для новичков и опытных ценителей
ПОДЕЛИТЬСЯ

Любите искусство, но теряетесь при виде арт-инсталляций? Галереи современного искусства вызывают у вас восхищение и страх одновременно? Вы не одиноки. Современное искусство многим кажется поверхностным и лишенным смысла, но те, кто хоть немного знаком с историей, понимают его ценность и скрытые смыслы. Мы выбрали 7 книг, которые подойдут всем: здесь нет академических терминов, но есть иллюстрации и объяснения на простых примерах. Интересно будет и новичкам, и тем, кто уже отличает дадаистов от сюрреалистов.

“Непонятное искусство” Уилл Гомперц

Арт-критик и бывший медиадиректор лондонской галереи Tate объясняет современное искусство на пальцах: вот вам знаменитый писсуар Марселя Дюшана, а вот акула в формальдегиде Дэмиена Херста. Автор не перегружает читателей сложными датами и философскими трактатами, отвечая на главный вопрос современного искусства: что это? Делает он это так хорошо, что даже самый убежденный скептик после его книги будет готов отдать все свои деньги, лишь бы купить очередной черный квадрат, который мог бы нарисовать и сам. В своей книге Гомперц рассказывает о главных работах, сформировавших современное видение искусства: от “Происхождения мира” Гюстава Курбе до надувных собак Джеффа Кунса.

“...измы. Как понимать современное искусство” Сэм Филлипс

Если Уилл Гомперц в своей книге открывает занавес такого отдаленного и хаотичного мира искусства, то Сэм Филлипс структурирует все новые познания. Книга напоминает конспект студента школы искусств — она точно так же наполнена датами, важными фамилиями и даже разделена по цвету. В “...измах” автор рассказывает о каждом конкретном периоде и художественной школе начиная с конца XIX века по наши дни. Краткие описания главных работ помогут усвоить всю информацию, а тезисы по каждому историческому периоду — не теряться во время беседы на открытии очередной выставки. 

“История искусства” Эрнст Гомбрих

Всем экономистам и юристам, мечтавшим стать художниками, посвящается. Книга Эрнста Гомбриха считается классикой истории искусств — именно с нее начинается обучение на факультетах искуcствоведения и живописи. Студенческие годы, конечно, уже не вернуть, а профессию юриста невыгодно бросать ради карьеры художника. Но эта книга “закроет гештальт” по утраченным мечтам, а может, и вдохновит на их осуществление.

“1001 картина, которую нужно увидеть” Стивен Фарсинг

История искусства в картинах хороший вариант для тех, кто только начал его изучать. На примере тысячи главных произведений автор углубляется в историю, отвечая на вопросы: почему эта картина считается лучшей? что происходило в мире в то время? при чем здесь религия? Советуем купить эту книгу в бумажном виде и пересматривать ее время от времени: она полезна и начинающим, и тем, кто успел подзабыть истоки искусства.

 

“Искусство видеть” Джон Бергер

Книга для тех, у кого не так много времени на чтение. В ней всего 184 страницы (включая иллюстрации), так что прочесть ее можно по пути на работу. Может, и читать ее вам не придется: книга основана на четырехсерийном фильме BBC, посвященном критике искусства и его взаимоотношениям с современным зрителем. Фильм 1972 стал классикой английской документалистики, а еще пособием для всех, кто любит искусство и культурологию.

Каждый раздел книги посвящен определенной проблеме в современной интерпретации искусства. Первая глава исследует "репродукцию образов"  воспроизведение классической живописи и замена смыслов ради популярности у массового зрителя. Вторая говорит об обнаженности, третья — о проблеме собственности (как покупке картин, так и “вещизме” изображении объектов на холсте). Последняя часть посвящена рекламе, которая, по мнению автора, приходит на смену живописи. Несмотря на сложные темы, книга, как и фильм, объясняет их простыми словами.

“Современное искусство в деталях. Почему пятилетнему ребенку не под силу сделать подобное” Сюзи Ходж

Эта книга ответ самому распространенному аргументу скептиков. Забежим наперед и скажем, что искусство это не только холст и краски, а философские концепции и социальный контекст. Ваш пятилетний сын может выстроить у стены ряд флуоресцентных ламп, как это сделал Дэн Флавин. Но сможет ли он заставить мир переосмыслить коммунистические идеи России 1915 года? А понятие материализма в искусстве? Может, он вызовет дискуссию об эфемерности арт-объектов, используя энергосберегающие лампы, которые когда-то потухнут? Вот и мы сомневаемся. Как раз об этом и говорит Сюзи.

“Женщины, искусство, сила” Линда Нохлин

Имя Линды Нохлин вы, скорее всего, знаете из весенней коллекции Christian Dior 2017 года. Название ее эссе “Почему не было великих женщин-художниц?” появилось на белых футболках Марии Грации Кьюри за $ 700, которые потом заполонили инстаграм. Об использовании феминизма в моде можно говорить долго, как и о том, почему кроме Фриды Кало нам сложно вспомнить имена других художниц. 

Историк Линда Нохлин первой начала исследовать искусство с женской точки зрения. В ее книге собраны семь эссе о великих художницах, творчество которых она изучала на протяжении 20 лет своей академической карьеры (Линда была историком искусств и одной из ведущих специалисток в области феминистического искусства). В книге она рассказывает о том, как гендер влияет на искусство, почему в живописи доминирует патриархат и чем “женское” творчество отличается от общепринятых канонов. Обязательно к прочтению, учитывая, что все мы знакомы лишь с мужской трактовкой истории (и не только искусства).

 

Читайте также: Какие фильмы посмотреть, чтобы лучше разбираться в искусстве

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).